Про настоящих мужчин
Франц Штиглер вспоминает — как–то его командир сказал: «Помните, вы — истребители, если я узнаю, что вы стреляли по летчику прыгнувшему с парашютом, я сам вас расстреляю».
20 декабря 1943 года Франц вспомнил об этом, когда в небе над Германией начал атаку B–17 "Ye Olde Pub" американских ВВС под командованием лейтенанта Чарли Брауна. Классический заход сзади сверху, это уже третий В–17 для него в тот день (два сбиты). Пушки кормового стрелка B–17 отчего–то смотрят вниз, Штиглер принимает решение подойти ближе. В–17 был как друшлаг, пара двигателей не работала, повсюду кровь — летел «на честном слове и на одном крыле», на борту четыре раненых (в том числе и командир) и один покойник. Франц поравнялся с кабиной бомбардировщика и встретился взглядом с Брауном. Штиглер рукой показывает: «садитесь». Чарли отказывается. Франц опять показывает рукой — на восток, в нейтральную Швецию, до нее полчаса лететь, но Браун держит курс на Англию, через Северное море, два часа лету. Пилот Люфтваффе, нет — ас — более 500 боевых вылетов, 17 раз был сбит, один раз побывал в плену, 28 подтвержденных побед и еще более 30 «возможных», в конце войны пилотировал реактивный МЕ–262 — принимает странное решение — провожает искореженный B–17 через Северное море, и на прощание помахав шокированным американцам крыльями возвращается на базу. В рапорте сообщает — B–17 сбит, упал в море. "Ye Olde Pub" дотянул до своих, Чарли Браун доложил о странном эскорте, командованием принято решение — отчет о полете засекречен и не подлежит огласке.
Лейтенант Чарльз Браун сделал хорошую карьеру — окончил колледж, университет, вернулся в ВВС, в 49–65гг служил в штаб–квартире ВВС США в Европе, вышел в отставку, занимался дипломатией, командировки в Лаос и Вьетнам в общей сложности на два с лишним года. В 1972 году начал научно–исследовательскую работу в области экологии и энергетики, четверть века посвятил этой деятельности.Тем временем Франц Штиглер пытался устроиться в послевоенной Германии. Из 28000 летчиков Люфтваффе до конца войны дожило менее полутора тысяч. Через 8 лет, в 1953 Франц уехал жить в Канаду, где сделался преуспевающим бизнесменом.
2nd. Lt. Charlie Brown
Franz Stigler
В 1986 году на съезде ветеранов ВВС “Gathering of Eagles” полковника Брауна спросили о самой необычной истории в его карьере. И Чарльз, никому доселе не поведавший о странном немецком истребителе, рассказал эту старую историю. Она и правда была удивительна. «Он не спас наши жизни, он просто отказался их взять». Некоторое время Браун пытался разузнать что–либо о том немецком пилоте. Пока, наконец, его письмо с историей не было опубликовано в бюллетене, который получали все бывшие пилоты немецких ВВС. Потом Чарльз получил письмо с канадским штемпелем — «Это был я». В телефонной книге Ванкувера Браун нашел только одного Франца Штиглера и тут же позвонил ему. Штиглер во всех подробностях описал ему повреждения В–17 и как все произошло. Через несколько месяцев ветераны встретились. Их разделяло всего 200 миль между Сиэтлом и Ванкувером. Чарльз решил, что он кое–что задолжал Францу, и художник Роберт Харпер написал полотно для Штиглера. Встреча прошла отлично.
This photo was taken at the Wings of the North Airshow in July 2004. Franz Stigler is on the left, Charles Brown right, Artist Jamie Iverson center.СПРАВКА.В B–17 экипаж 10 человек: командир корабля, 2–й пилот, штурман (стрелок носовой турели), бомбардир (стрелок носовой турели), бортинженер (стрелок верхней турели), стрелок–радист, стрелок подфюзеляжной турели, бортстрелок (слева), бортстрелок (справа), стрелок хвостовой турели.За период с 24 по 30 июля 1943 года Королевские ВВС совершили 2355 ночных самолётовылетов, американские ВВС — 235 дневных самолётовылетов, было уничтожено 74 % всех городских строений, сильные повреждения получили доки и четыре главные судоверфи[1]. За всё время операции «Гоморра» погибло не менее 50 тысяч человек, 200 тысяч человек были ранены и обожжены, около миллиона человек стали бездомными. Более 3 тысяч самолётов сбросили около 9 тысяч тонн бомб, 250 тысяч зданий было разрушено[2]. До конца войны на Гамбург было совершено ещё 69 налётов"У меня просто не поднималась рука убить этого человека! И лететь рядом с ним я тоже не мог. Я поднял левую руку и погрозил ему кулаком, крикнув, чтобы он сражался, а не летел, как мишень на учениях. Впрочем, это было бесполезно. Американец явно удивился. Он чуть приподнял правую руку и махнул в ответ. Я никогда еще не чувствовал себя так странно. Я убил в воздухе многих американцев, но впервые у меня перед глазами был человек в таком беспомощном состоянии от ран, которые именно я ему нанес. Честно признаюсь, я не знал, должен я его добить или нет. Понимаю, что такие мысли были глупостью. Раненный или нет — он был врагом. Он едва не прикончил троих моих товарищей. Однако теперь не было причины целиться в пилота. В конце концов, мне нужен был самолет, а не человек.Я немного отстал и снова пристроился ему в хвост. Каким–то образом американец собрал остатки сил, и «Уайлдкэт» дернулся вверх, попытавшись выполнить петлю. Но не успел. Его нос только начал подниматься. Я тщательно прицелился в мотор и чуть тронул гашетку. Из–под капота «Уайлдкэта» показалось пламя и повалил дым. Истребитель перевернулся, и пилот вылетел из кабины."©Сабуро Сакаи. Японский боевой летчик
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ