Совместный проект Липецкой областной юношеской библиотеки и журнала «Библиотека в школе»
Обзор профессиональной прессы
(начало–середина 2012 года)
Уважаемые коллеги!
«Книги – корабли мысли, странствующие по волнам времени и бережно несущие свой драгоценный груз от поколения к поколению» (Ф. Бэкон). Мы, библиотекари, и стоим свою вахту для того, чтобы эта эстафета дошла до адресата. И я надеюсь, что наша профессиональная пресса начала–середины 2012 года сможет бросить вам спасательный круг в случае необходимости, уважаемые коллеги! Начать хочу с «Резолюции Всероссийского библиотечного конгресса, состоявшегося 13–18 мая 2012 года в Перми» (Будет ли услышан наш голос? Только аргументы и факты // Библиотечное дело. – 2012. – № 11. – С. 40–41).
А куда же направляется сегодня наш российский библиотечный корабль? В своей статье «Мыслить гуманистично, действовать технологично. О судьбе чтения и книжной культуры в России» рассуждает профессор, доктор педагогических наук из Санкт-Петербурга Аркадий Васильевич Соколов: «Складывается впечатление, что государственная библиотечная политика направлена на трансформацию библиотечного пространства – в пространство информационное, на преобразование библиотек в информационно-мемориальные центры и исключение понятий «книга» и «чтение» из лексикона современной российской культуры» (Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 8–12).
Согласие с ним выражает и видный библиотековед, профессор Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Анатолий Ванеев. В своих заметках «Пользователь или читатель?» он высказывается по поводу того, какими последствиями чревато употребление определенных терминов при составлении библиотечной статистики (Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 3–4).
Тема библиотечного пространства, поднятая Аркадием Васильевичем Соколовым, сегодня стала одной из наиболее обсуждаемых в профессиональном сообществе. В настоящее время понятие «библиотечного пространства» расширяется как за счет современной архитектуры зданий, так и за счет использования новых стандартов и новых технологий в нашей работе.
Так на чем же стоит делать акцент, работая по привлечению в библиотеку посетителей и созданию комфортных для читателя условий?
Во-первых, всем нам будут полезны те выводы, которые делает психолог отдела психологической поддержки чтения Муниципальной информационно-библиотечной системы г. Кемерово Сергей Александрович Тетенов («И не обязательно становиться готом…». Возрастные психологические особенности молодежи // Современная библиотека. – 2012. – № 2. – С. 80–82).
Во-вторых, чтобы проанализировать и разобраться в сути проблемы библиотечного пространства и определить пути ее решения, предлагаю сравнить итоги социологических исследований о молодежи в эпоху Интернета:
• проведенных во Франции (Недашковская, Татьяна «Инвестиции в интеллект – залог сохранения нации. По материалам последних исследований французских коллег» // Библиополе. – 2012. – № 7, 8);
• и у нас в стране – в Республике Коми (Симанкова, Наталья Григорьевна «Неформальный диалог. Итоги социологического молодежного опроса КРЮБ» // Современная библиотека. – 2012. – № 3. – С. 22–27);
• а также в Притобольной центральной библиотеке Курганской области (Артамонова, Альбина «Лидируют классики» // Библиополе. – 2012. – № 7. – С. 2–7).
В шестом номере журнала «Библиополе» за 2012 год меня заинтересовала публикация о том, как работают на расширение библиотечного пространства такие массовые общегородские мероприятия, как праздник, посвященный Году российской истории (Девяткина, Тамара «От Руси до Росси» // Библиополе. – 2012. – № 6. – С. 47–51), а также необычный флэшмоб «Поэты в шоколаде», проведенный Центральной городской библиотекой г. Уфы (Алексеева, Елена «Приятный сюрприз для горожан» // Библиополе. – 2012. – № 7. – С. 8–9).
Удивительный материал о том, как уберечь детей от тюрьмы, я нашла в восьмом номере за 2012 год журнала «Библиотечное дело». Об уникальном опыте Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки рассказывает ведущий психолог Яковлева Ирина Валентиновна в статье «Дети в конфликте с законом: новые подходы к решению проблемы» (Библиотечное дело. – 2012. – № 8. – С. 5–7). И это тоже расширение пространства библиотеки.
А у доцента кафедры детской литературы, кандидата педагогических наук из Санкт-Петербурга Ирины Ивановны Тихомировой вы найдете уже готовые приемы привлечения подрастающего поколения к книге и чтению («Умному дай голову, трусливому дай коня»… О развивающей миссии детской библиотеки // Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 18–22). Продолжая тему библиотечного пространства и приучения детского читателя к книге, И.И.Тихомирова уже в другой статье «Как нестандартно работать по новым стандартам» (Школьная библиотека. – 2012. – № 2/3. – С. 104–108) дает практические рекомендации, как с помощью «Портфеля читателя» научить школьника получать радость от чтения.
Какому чтению способствовал Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика»? Как это мероприятие работает на расширение библиотечного пространства? Вы можете составить свое мнение об этом, прочитав отчет о финале конкурса в публикации «Дети, читающие книги – прекрасны» (Библиотечное дело.– 2012. – № 11. – С. 42–43).
О своем опыте расширения библиотечного пространства через воспитание книгой подрастающего поколения рассказывает и библиотекарь из Казахстана Евгения Шилинская: в Костанайскую областную библиотеку для детей и юношества им. И.Алтынсарина можно прийти, чтобы провести время, встретиться с друзьями, обменяться мнениями и впечатлениями о прочитанном (Таинственная «гдетотамия» // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 2–3).
Просматривая наши профессиональные издания, я отметила еще несколько публикаций, авторы которых предлагают свое видение расширения библиотечного пространства через воспитание юного читателя высокохудожественной литературой. Во-первых, это заметки заведующей филиалом Научной библиотеки Российского государственного социального университета Оксаны Гринюк «Знания, адресованные всем, но востребованные немногими» (Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 45–46). Во-вторых, это материал главного библиотекаря Центральной детской библиотеки им. Ярослава Мудрого г. Ярославля Ларисы Николаевны Диканенко «На комиксах не вырастишь вдумчивого читателя» (Современная библиотека. – 2012. – № 3. – С. 80–82).
Как воспитать молодого читателя, реализуя его творческий потенциал, знают в ЦБС «Киевская» г. Москвы. Методист Виктория Олеговна Засыпкина в материале «Библиотека в роли “третьего места”. Опыт реализации межбиблиотечного молодежного проекта» рассказывает о своих достижениях в работе с подростками и молодежью (Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 25–27).
У Ларисы Юрьевны Левиной, заведующей Центральной детской библиотекой, заместителя директора по работе с детьми МБУК «Володарская межпоселенческая библиотека» Нижегородской области, вы найдете материал об организации летнего детского лагеря литературно-творческого развития (Летнее солнце на книжной странице // Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 19–21).
Способствовать творческому сотрудничеству читателя и библиотекаря научились и в ЦБС Кировского района г. Санкт-Петербурга. Директор этой централизованной библиотечной системы Нелли Алексеевна Соколова приглашает нас с вами на «Ярмарку идей. Творческие проекты и их воплощение» (Библиотечное дело. – 2012. – № 12. – С. 2–4).
Работники Мурманской детско-юношеской библиотеки расширяют библиотечное пространство для школьников путем вовлечения их родителей в решение проблем детского чтения, участвуя в проекте 2012 года «Чтение как открытие» (Библиополе. – 2012. – № 8. – С. 17–19).
В пространство доброты для подростков предлагают превратить библиотеки специалисты из г. Йошкар-Олы (Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 42–44). С ними согласны и библиотекари Центральной детской библиотеки имени Ярослава Мудрого г. Ярославля. «Мы должны уметь общаться со всеми» – материал с таким «говорящим» названием помещен в № 6 за 2012 год в журнале «Библиополе». «Мы должны <…> уважать и любить их просто за то, что они – дети», – продолжает свою мысль главный библиотекарь Надежда Кузнецова (Библиополе. – 2012. – № 6. – С. 15–17).
Следующая статья заместителя директора Михайловской центральной районной библиотеки имени А.С.Пушкина Валентины Рябикиной «Веселая компания» сама не скучает и другим не дает» напечатана в разделе самых ярких материалов пятого номера 2012 года журнала «Библиополе». Предлагаю вам самим выбрать из этой статьи то, что вы можете применить в своей работе (Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 30–33).
«Библионочь» – эксперимент нового формата. В ночной рейд по библиотекам всей страны пускается журнал «Современная библиотека» № 4 за 2012 год. Впечатлениями от своих мероприятий, проведенных в рамках этого проекта, делятся и наши московские коллеги (Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 55–56).
Статья заведующей инновационно-методическим отделом Вологодской областной юношеской библиотеки Татьяны Николаевны Новых «Интернет-диалогика, или Как библиотека строит мосты» рассказывает об использовании Всемирной паутины в общении с коллегами и читателями (Библиотечное дело. – 2012. – № 11. – С. 25–27).
Как преобразуется библиотечное пространство в учебных заведениях? Не секрет, что все больше подростков отказываются стоять в очереди, чтобы получить учебные пособия, предпочитая целевое информационное обслуживание. О процессе модернизации учебных библиотек рассказывает заведующая библиотекой электротехнического колледжа Любовь Денисенко (Меняется эпоха – меняемся мы. Инновационные идеи в учебных библиотеках // Библиотека. – 2012. – № 6. – С. 32–34). Как это уже работает на практике, вы сможете прочитать в сообщении директора Научной библиотеки Саратовского государственного аграрного университета имени Н.И.Вавилова Константина Петрова (Спрашивали? Разъясняем… // Библиотека . – 2012. – № 5. – С.4–5).
Организовать библиотечное пространство по новым стандартам должны профессионалы, которые готовы отвечать на вызовы времени и переучиваться. «Для тех, кто смотрит вперед. Конкурсы профессионального мастерства как стимул к развитию и совершенствованию» – так называется материал ведущего методиста организационно-методического отдела Томской областной детско-юношеской библиотеки Людмилы Корешковой (Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 8–12).
Профессиональному совершенствованию библиотекарей посвящена и публикация «От замысла к воплощению. Деятельность центра по развитию специалистов» заведующей отделом Научно-технической библиотеки Белгородского государственного технологического университета им. В.Г.Шухова Валентины Лавриненко (Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 71–72).
А вот в Белгородской ГУНБ эту проблему стали решать, объявив прошедший год Годом повышения качества методической работы центральных муниципальных библиотек области. В связи с этим в Централизованной библиотечной системе г. Щебекино Белгородской области был разработан и проведен мониторинг «Методическая служба: что Вы ждете от нее?» среди всех 39 библиотечных специалистов системы (Калашникова, Галина «Мы нужны друг другу, или По ступеням мастерства» // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 59–63).
Рекомендую внимательно изучить и применить на практике материалы семинара «Организация библиотечного пространства: поиск смысла и формы» (Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 6–7).
Прошу обратить также ваше внимание на информацию старшего научного сотрудника Российской национальной библиотеки Евгении Высоцкой «Вместе мы ответим на вызовы дня» об очередном Третьем Всероссийском форуме публичных библиотек (Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 5–7).
И в заключение приглашаю прочитать статью заместителя директора МКУК «ЦГДБ им. А.С.Пушкина» Татьяны Плохотник «О вебинарах замолвите слово. Точка пересечения двух миров» и высказать свое мнение по этому поводу (Библиотечное дело. – 2012. – № 11. – С. 28–31).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
? Высоцкая, Евгения
Вместе мы ответим на вызовы дня // Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 5–7.
? Корешкова, Людмила
Для тех, кто смотрит вперед. Конкурсы профессионального мастерства как стимул к развитию и совершенствованию // Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 8–12.
? Рябикина, Валентина
«Веселая компания» сама не скучает и другим не дает // Библиополе. – 2012. – № 5. – С. 30–33.
? Кузнецова, Надежда
Мы должны уметь общаться со всеми // Библиополе. – 2012. – № 6. – С. 15–17.
? Девяткина, Тамара
От Руси до Росси // Библиополе. – 2012. – № 6. – С. 47–51.
? Артамонова, Альбина
Лидируют классики // Библиополе. – 2012. – № 7. – С. 2–7.
? Алексеева, Елена
Приятный сюрприз для горожан // Библиополе. – 2012. – № 7. – С.8–9.
? Недашковская, Татьяна
Инвестиции в интеллект – залог сохранения нации. По материалам последних исследований французских коллег // Библиополе. – 2012. – № 7, 8.
? Володина, Анжелика
Что такое «книгочай»? Поскорее прочитай! // Библиополе. – 2012. – № 8. – С. 17–19
? Шилинская, Евгения
Таинственная «гдетотамия» // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 2–3.
? Ванеев, Анатолий
Пользователь или читатель? // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 3–4.
? Петров, Константин
Спрашивали? Разъясняем… // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 4–5.
? Калашникова, Галина
Мы нужны друг другу, или По ступеням мастерства // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 59–63.
? Лавриненко, Валентина
От замысла к воплощению. Деятельность центра по развитию специалистов // Библиотека. – 2012. – № 5. – С. 71–72.
? Денисенко, Любовь
Меняется эпоха – меняемся мы. Инновационные идеи в учебных библиотеках // Библиотека . – 2012. – № 6. – С. 32–34.
? Нигматзянова, Эльвира
Островок детства. Об опыте создания комфортного пространства // Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 42–44.
? Гринюк, Оксана
Знания, адресованные всем, но востребованные немногими // Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 45–46.
? Талызина, Анастасия
Нестандартный танц-пол // Библиотека. – 2012. – № 7. – С. 55–56.
? Яковлева, Ирина Валентиновна
Дети в конфликте с законом: новые подходы к решению проблемы // Библиотечное дело. – 2012. – № 8. – С. 5–7.
? Организация библиотечного пространства: поиск смысла и формы // Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 6–7.
? Соколов, Аркадий Васильевич
Мыслить гуманистично, действовать технологично. О судьбе чтения и книжной культуры в России // Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 8–12.
? Тихомирова, Ирина Ивановна
«Умному дай голову, трусливому дай коня»… О развивающей миссии детской библиотеки // Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 18–22.
? Левина, Лариса Юрьевна
Летнее солнце на книжной странице. В гостях у сказочного гнома // Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 19–21.
? Засыпкина, Виктория Олеговна
Библиотека в роли «третьего места». Опыт реализации межбиблиотечного молодежного проекта // Библиотечное дело. – 2012. – № 9. – С. 25–27.
? Новых, Татьяна Николаевна
Интернет-диалогика, или Как библиотека строит мосты // Библиотечное дело.– 2012. – № 11. – С. 25–27.
? Плохотник, Татьяна
О вебинарах замолвите слово. Точка пересечения двух миров // Библиотечное дело. – 2012. – № 11. – С. 28–31.
? Резолюция Всероссийского библиотечного конгресса // Библиотечное дело. – 2012. – № 11. – С. 40–41
? Дети, читающие книги – прекрасны. Финал конкурса юных чтецов «Живая классика» // Библиотечное дело. – 2012. – № 11. – С. 42–43.
? Соколова, Нелли Алексеевна
Ярмарка идей. Творческие проекты и их воплощение // Библиотечное дело. – 2012. – № 12. – С. 2–4.
? Тетенов, Сергей Александрович
«И не обязательно становиться готом…». Возрастные психологические особенности молодежи // Современная библиотека.– 2012. – № 2. – С. 80–82.
? Симанкова, Наталья Григорьевна
Неформальный диалог. Итоги социологического молодежного опроса КРЮБ / Наталья Григорьевна Симанкова, Татьяна Олеговна Пономарева // Современная библиотека. – 2012. – № 3. – С. 22–27.
? Диканенко, Лариса Николаевна
На комиксах не вырастишь вдумчивого читателя // Современная библиотека. – 2012. – № 3. – С. 80–82.
? Тема «Библионочь-2012» // Современная библиотека. – 2012. – № 4. – С. 45.
? Тихомирова, Ирина Ивановна
Как нестандартно работать по новым стандартам // Школьная библиотека. – 2012. –№ 2/3. – С. 104–108.
Приложение к журналу «Библиотека в школе» / декабрь 2012 стр. 7 из 7
Автор:
Валентина Алексеевна Грачева,
ведущий методист Липецкой
областной юношеской библиотеки,
г. Липецк
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ