Школьный библиотекарь
Лидер образовательной революции
Агент культурных изменений
Мозг
Ядро
Сердце учебного сообщества
- Даже Медиа Мамаи ещё такое дивное определение как «гибридный библиотекарь» и «смешанный библиотекарь» – blended librarian.
А известный специалист, педагог-библиотекарь из Пенсильвании Джойса Валенца полагает, что мы вообще переживаем золотой век библио-течного дела. Она пишет: «Реальность такова, что педагоги-библиотекари могут быть лучшей персоной, которая есть в школе – но только если они действительно научились играть эту роль. А именно – хорошо, поняли и усвоили принципы, инструменты и практики педагога-библиотекаря X века». играть в танки
Есть определения и в другой тональности – довольно пессимистичные:
- священная корова,
- антиквариат,
- анахронизм,
- динозавр.
Много было написано о роли педагога-библиотекаря в наших школах. К сожалению, большая часть из написанного – разговоры о трудностях: с комплектованием наших школьных библиотек, с кадрами, с финансиро-ванием, а вовсе не о том, что заявлено в теме.
А роль-то все та же. Она остается в основе, в сути своей неизмен-ной, какой была и до нового статуса.
И всем нам эта роль хорошо известна: предоставлять ресурсы/услуги в поддержку обучения. Для этого продвигать книги, чтение, информацию старыми путями и/или новыми способами – с известной целью – содейство-вать развитию образования.
А вот то, ЧТО мы должны делать сегодня, чтобы достичь заявленных целей, в корне отличается от того, что мы делали раньше – до появления цифровой информации и сетей.
Разберемся с понятиями. Педагогическая работа – пре-подавательская работа... в чем разница?
Видами педагогической деятельности являются обуче-ние (т.е. управление учебно-познавательной деятельностью школьников) и воспитательная работа.
В связи с этим попробуем обрисовать виды деятельнос-ти педагога-библиотекаря. Я перечислю основные, и каждый из вас поймёт, что уже является не только библиотекарем, но и педагогом, поскольку давно и успешно ведёт эту работу. Итак, основными видами деятельности педагога-библиотекаря могут быть следующие.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Согласно определению, воспитательная работа – это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности учеников для их гармоничного развития.
Главная цель воспитания – передача новым поколениям опыта, накопленного предшествующими поколениями. В про¬цессе воспитания происходит формирование норм поведения, ценностей, установок, моральных принципов. Результатом это¬го процесса становится готовность выпускника школы к само¬стоятельной жизни в обществе и производительному труду.
Приведенные ниже методики рассказывают о том, как библиотекарь может работать с учителями. Да, да, мы УЧИМ педагогов. И пусть не смущает вас это заявление. Ведь именно педагогам библиотекарь в первую очередь должен объяснять все, что касается работы с информацией в современной среде. Дети в этом смысле более продвинуты, чем учителя, у них есть представление о современном мире информации, они владеют рядом инструментов, необходимых для работы в этой среде. Учителя чаще всего сильно отстают от детей, они значительно слабее их на информационном поле. И если говорить работе библиотекаря по обучению навыкам работы с информацией, то речь идет не только о школьниках, правильнее говорить о тан¬деме «учитель (сначала!) – ученик».
Но это должны быть не уроки, где библиотекарь учит педагогов. На это ни у кого нет времени. Это должно быть обучение-поддержка в контексте основной работы учителя. На полях вы можете прочитать о том, как организовать такой вид обучения.
ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Преподавание – это специальным образом организованная деятельность по целенаправленной передаче опыта, формированию умений и навыков. Для её осуществления педагог-библиотекарь должен обладать глубокими знаниями в своей области, определёнными способностями (организаторскими, коммуникативными, гностическими и др.) и педагогической техникой. Первейший признак педагогического процесса – ясное осозна¬ние специалистом цели и методики работы.
Преподавательская деятельность – значимая часть работы педагога-библиотекаря. Она может осуществляться в различных формах:
- •проведение факультативов для учащихся,
- •ведение лекториев, клубов, консультаций для родителей и педагогов,
- •индивидуальное и групповое курирование,
- •библиотечное сопровождение учебных программ. Понятие «библио-течное обучение» должно быть интегрировано в учебные программы. Речь идет не о библиотекарях, не об отдельных библиотечных курсах. Речь – о контекстно-ориентированном обучении. Успешность биб-лиотечного сопровождения зависит от работы «в точке необходи-мости», когда учителя сосредоточены на задачах или проектах, и наша задача – находиться «под рукой», сопровождать ход обучения.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ