Киргизский механик и асы Геринга
Он был немногословен, но за него говорили его ордена и медали. О мужестве настоящего героя, героя Великой отечественной войны эта история, одна из многих, которыми сегодня сложно удивить молодежь, к сожалению.
Перенесемся на восточное побережье озера Иссык-Куль, где, согласно киргизским преданиям, находился край земли. Именно здесь в семье крестьянина Карымшакова родился мальчик, которому дали имя Абдыкасым.
В детстве Абдыкасым увлекался соколиной охотой, как и все мальчишки его родного села. Но больше его привлекали различные механизмы, он очень много времени проводил в колхозном гараже, помогая местным механикам и изучая это интересное дело. А после седьмого класса Абдыкасым поехал учиться в школу механиков в Самарканде. Окончив школу, парень вернулся в родное село со специальностью «механик-водитель», и быстро завоевал уважение среди односельчан своими золотыми руками и умением чинить все, что угодно.
Перед самым началом войны Абдыкасым в возрасте тридцати лет уезжает в Пржевальск работать инструктором автоклуба Осоавиахима. С началом войны парень идет в военкомат, но ему дают бронь как специалисту, от которой он отказывается в пользу фронта.
В 1941 году Абдыкасым Карымшаков направляется в авиационный полк оружейником. А после настойчивых заявлений механика о том, что он хочет воевать, его отправляют в Ленинградскую воздушно-техническую школу обучаться на воздушного стрелка.
В военное время среди солдат была очень популярна песня про Ил-2 («Будешь ты стрелком-радистом, а в душе пилот, / Будешь ты летать на Иле задом наперед…») и не зря. Дело в том, что штурмовик Ил-2 выпускали и двухместным и одноместным. Одноместный штурмовик был отличной машиной, но слишком уязвимым сзади для истребителей противника. Поэтому самолет стали делать двухместным с кабиной для стрелка, и поэтому же началась активная подготовка воздушных стрелков. Выживаемость штурмовика зависела по большей части от стрелков, но его кабина была менее защищенной, и потери среди стрелков были гораздо выше. Об этом знал наш герой и это его не останавливало рваться в бой.
В январе 1943 младший сержант Карымшаков, выпускник школы воздушных стрелков стажировался в запасном авиаполку, спустя пять месяцев его направляют в действующую армию 75-го гвардейского штурмового авиаполка. Знакомство с младшим лейтенантов было коротким:
- Толик, - представился тот.
- Абдыкасым, - ответил киргиз.
Лейтенант замешкался на секунду, но тут же нашелся:
- А можно я буду называть тебя Андреем?
- Можно, - невозмутимо ответил Абдыкасым.
Анатолий Брандыс из Днепропетровска был на десять лет младше своего стрелка, но это не мешало им понимать друг друга и полностью доверять напарнику.
Так дружный экипаж с позывным «Алтай» в небе Донбасса принял боевое крещение. Ребята с первого полета показали как умеют прекрасно воевать вместе. Стрелок помимо отражения атак противника успевал вести огонь по наземным целям. Так продолжались бой за боем, вылет за вылетом… В сентябре 1943 у штурмовика экипажа «Алтай» забарахлил мотор, и он вынуждено отстал от группы во время боевого задания. Ил тут же атаковал «мессер», но стрелок трижды отражал все его атаки, что позволило командиру уйти от преследования противника.
Будучи воздушным стрелком, Карымшаков часто вылетал в составах других экипажей по трижды в день, ведь его профессия иного и не требовала и приходилось замещать раненых товарищей. В полку Абдыкасыма прозвали «снайпером»: на его счету были записаны вражеские зенитки, машины, самолеты (первым был Ме-109 в ноябре 1943-го).
Экипаж Анатолий и Абдыкасыма частенько сбивали - нормальное явление в то время. Под Никополем товарищи вынуждено садились на нейтральную полосу и под огнем противника добирались до переднего края своих.
Весна 1944-го выдалась особенно горячей в боях за Крым. 7 апреля был подбит самолет командира эскадрильи во время атаки вражеского аэродрома Курман-Кемельчи. Самолет был вынужден сесть на посадку вражеской территории. Экипаж «Алтай» вел бой над местом посадки и смог позволить второму штурмовику забрать экипаж командира.
16 апреля Анатолий и Абдыкасым попали под огонь зенитных ракет, а затем в цепь немецких истребителей. Из шести советских Ил-2 в строю остался лишь один. «Алтай» попал в «клещи» четырех «фокке-вульфов», которые пытались посадить его на свой аэродром, но Карымшаков отбивал атаку за атакой, а немцы отступили, когда рухнул один из их истребителей. После одного из попаданий наш штурмовик попал в пике, из которого Андрей вывел машину практически над гладью Черного моря. Во время осмотра штурмовика на аэродроме после случившегося было найдено 72 пробоины.
Еще один случай 6 мая 1944-го. Группа штурмовиков Ил-2 штурмует немецкий аэродром. Погибают два стрелка, самолеты перестаиваются и Абдыкасым защищает три машины сзади, отбивая семь атак и помогая садиться штурмовикам дома. Анатолий Брандыс говорил о своем стрелке: «Мне оглядываться не надо, у меня за спиной Абдыкасым: это покрепче любой брони».
В феврале 1945-го их штурмовик снова сбивают, экипаж оказывается на территории противника, Анатолий ранен в ногу и идти сам не может…
- Я не дойду, Андрей… Выбирайся один!
- Угу, - буркнул стрелок, подхватил командира и потащил к линии фронта.
- Старшина Карымшаков! Это приказ! - крикнул летчик.
«Андрей» снова кивнул и продолжил тащить раненного командира на своих плечах. Так они перебрались через линию фронта и прибыли на родной аэродром именно в тот момент, когда командир полка сообщал на построении о героической гибели экипажа «Алтай».
Через пару недель со стрелком Карымшаковым случился самый невероятный случай за всю его боевую карьеру.
И снова вылет, и снова штурм, атака немецкий истребителей. Противник наседает, атаки все отчаяннее, и вдруг, тишина… у Ила закончились патроны. Немецкий солдат, заметив это, заходит сзади, собравшись добить русского до конца. Абдыкасым с зажатыми кулаками от бессильной ненависти смотрит на наступающего врага… И тут он замечает трофейный автомат МР-40, который сам же положил две недели назад после того, как они чудом уцелели с товарищем. Не мешкая, стрелок засовывает автомат в проем для пулемета и дает нескончаемую очередь по «мессеру».
О чем думал киргизский стрелок в тут минуту? На что рассчитывал? Так стреляют от безысходности солдаты по наступающему танку из пистолета, идут с гранатой на врага. Но немецкий автомат МР-40 не для воздушного боя, и в 999 случаях из 1000 он не был способен нанести вред «мессершмиту». Но именно пуля, выпущенная Абдыкасымом, попала в щель масляного радиатора носовой части немецкого истребителя, оказавшуюся единственным слабым звеном машины. Мессер задымился и резко рухнул.
За время Великой Отечественной войны гвардии старшина Абдыкасым Карымшаков совершил 227 боевых вылетов, участвовал в 52 воздушных боях и сбил 7 самолетов противника, из которых 4 в группе.
Орден Красной Звезды, Орден Красного Знамени, Орден Отечественной войны 1-й степени, различные медали. Абдыкасым Карымшаков - полный кавалер Ордена Славы, один из 2672 героев, удостоенных подобной чести за подвиги в годы Великой Отечественной войны.
После войны наш герой вернулся в родное село, где проработал до конца жизни трактористом. Он часто приходил в школы и рассказывал о войне, но ему не просто было это делать. Он шел несмотря ни на что, шел прививать молодым поколениям те чувства, которые вели его и его командира и миллионы других советских солдат к победе в той страшной войне. Именно так честно и достойно прожил советский герой всю свою жизнь на «краю земли» у озера Иссык-Куль.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ