Сирия и Финикия
Сирийцы и финикийцы, семитские народы, также имели интересные теологические символы, в основе которых, если снять многочисленные «наслоения», можно увидеть гораздо более древние арийские символы.
Фактически до 1930 года имелось очень мало сведений об этом регионе, да и те были весьма туманными. Кроме того, путаница возникала из-за большого разнообразия имен божеств: в разных районах и городах они были разными, с течением времени теологические представления и названия также менялись.
Так, например, в древнем Библосе поклонялись верховному женскому божеству по имени Баалат и дополняющему богу по имени Баал, хотя эти имена, значившие только соответственно «Госпожа» и «Господин», не открывали подлинных священных имен богов.
В Сидоне мужским божеством был Эшмун, которого греки почитали потом под именем Асклепия, бога молчания и медицины. Женским божеством была Астарта.
В Тире высшим богом был Мелькарт, своего рода ханаанский Геракл.
В Карфагене (уже в Африке) главная пара богов была представлена Балом-Аммоном и Таннит.
Но если мы попытаемся навести порядок в классификации, нам следует проанализировать четыре типа источников, в которых упоминаются финикийцы.
1. Самые ранние свидетельства относятся к началу III тысячелетия до н.э. (это время египетского Древнего Царства), они пришли к нам из руин Губла, который греки потом назвали Библом.
2. Руины Угарита и найденные в них тексты Рас-Шамра позволяют восстановить пантеон богов, сложившийся к XIII веку до н.э.
3. Труды Филона из Библоса, который опирался на работы финикийца — почти мифического — Сангониатона; в них Филон показывает влияние финикийской религии на греческую. Кроме того, принимаются в расчет труды из Дамаска и Моско, Библия, а также ассирийские и египетские тексты.
4. Свидетельства финикийских колоний Карфагена.
Рассмотрим, что говорят два первых и последний из этих четырех источников.
1. Древние египтяне поддерживали тесные контакты с Библом, вывозили оттуда дерево и другие материалы, узнавали и даже «крестили заново», одевали в египетские «одежды» финикийских богов, делая их более понятными египтянам. Так, Баалат по функциям и атрибутам сопоставлялась с Хатхор. Баала, мужское божество, египтяне представляли как Ра, или более того — как «Ра других стран», или как «Ра, который находился на озере Фараона». Сын Ра именовался Рути, и его символом был лев.
Другое божество из Библа Гаутау возникло как предшественник Адониса, бога растительности, превратившегося в дерево в лесу. Египтяне находили в нем сходство с Осирисом.
2. В развалинах Угарита (Рас-Шамра) были найдены таблички из обожженной глины с клинописными письменами, состоявшими из 30 знаков алфавита, эти письмена помогли восстановить пантеон богов.
Угарит был точкой пересечения разных влияний — семитских, шумеро-вавилонских, хурритских, египетских, эгейских. Однако и язык священных текстов, и имена, которые финикийцы давали своим богам, семитского происхождения.