Глава I. Дети Солнца спускаются на Землю
Город Куско действительно был разбит на верхний и нижний районы, но в период расцвета Тауантинсуйю это деление носило больше традиционный характер. Кроме того, как свидетельствует капаккуна, с именем Инки Рока связан переход правления от династии Нижнего Куско к династии Верхнего Куско. Однако вполне допустимо, что до Инки Рока Нижнее Куско именовалось Верхним и наоборот — уж больно не любят правители руководить снизу.
Иными словами, подобное деление достаточно ясно выражало процесс расслоения созданного инками общества. Вместе с тем само зарождение такого деления было первоначально связано не с общественными явлениями. Чтобы убедиться в этом, достаточно взглянуть на физическую карту Перу и Боливии. Рельеф этой части мира настолько необычен, что климатические условия во многих ее районах определяются не столько расстоянием по горизонтали, сколько высотой их расположения. Рядом с вечными снегами, лежащими на горных вершинах, буквально в нескольких километрах от них стоит труднопереносимая тропическая жара. Вот почему само деление на верх и низ людям подсказала природа, ну а как воспользоваться этой подсказкой, они решили сами.
Сохранив эту старую традицию, сыны Солнца разделили свое царство по иному принципу, отразившему их новый взгляд на мир. Они по-новому спланировали и перестроили (естественно, руками подданных) гигантскую каменную колыбель и одновременно главную, мастерскую своей выдающейся цивилизации. Вряд ли мог представить Манко Капак, во что превратятся через несколько столетий те шалаши и дома, с которых началась история одного из самых выдающихся городов древности, столицы Тауантинсуйю города Куско.
Но кто построил в Куско первый дом и первые шалаши? Кто приказал их соорудить, мы знаем, а кто выполнил этот приказ?
Па этот вопрос современная наука отвечает почти без колебаний и отвечает однозначно: долину заселяли типе же, как инки, племена индейцев кечуа. Они и были подданными Инки и строителями Куско. Это подпкрждается многими прямыми и косвенными доказакльствами. Прежде всего не только Куско, но и вся лолипа и прилегающие к ней обжитые районы высокомфья являлись ареалом расселения индейцев кечуа, единым этнокультурным центром этой большой языковой семьи индейцев.
Далее. Мы знаем, что сыны Солнца признавали «инками по привилегии» только и исключительно индейцев мчуа. Они первыми вошли в состав их будущей империи, когда Куско был лишь одним из многих городов-юсударств кечуа. Конечно, первыми к инкам могли прийти те, кто находился рядом. Именно «инки по привилегии» как раз и жили в предместьях Куско, образуя имеете с другими кечуа плотное и достаточно широкое кольцо поселений, центром которого была столица пиков.
В непосредственной близи от Куско и сегодня стоят развалины крупных городов-государств, принадлежность которых к кечуа не вызывает сомнений. Правда, иногда высказываются предположения, .что они были низведены самими инками, однако более детальные исследования решительно опровергают такие предположения. И хотя сами города во многом повторяют друг друга, трудно понять, зачем возводились гигантские оборонительные сооружения каждого из них, если строителям не приходилось опасаться своих соседей. Нет, глядя па каменные бастионы Куско, Писака и других городов кечуа, не приходится сомневаться, что они создавались именно для защиты от беспокойных соседей, которыми пi,iли те же кечуа.
Титанические сооружения Куско потрясают воображение даже современного человека. Но крепости, храмы и дворцы Куско только теперь, превратившись в развалины, стали памятниками. Трудно поверить, что их построили голыми руками, одними только руками люди •мой древней страны. И строили они не памятники, а самые обычные крепости, храмы и дворцы. Правда, не для себя, а для божественных сынов Солнца, нуждавшихся в земных пристанищах и убежищах от не менее .чемных врагов.
И уж совсем обидно, когда человек нашей просвещенной эпохи пытается унизить, приуменьшить, свести к нулю достижения другого и не менее прекрасного человека, приписывая все эти сооружения неким инопланетянам или обязательно вымершим сверхчеловекам.
Это происходит потому, что мы все еще плохо знаем наше прошлое. Прошлое аборигенов Нового Света — частный и, возможно, самый типичный случай. Просто удивительно, что есть еще люди, которые не хотят понять, что только знание прошлого может служить надежной основой для правильного понимания настоящего, не говоря уже о будущем...
Однако возвратимся к Манко Капаку. В прекрасных природных условиях долины, куда он пришел по указанию своего Отца-Солнца, Манко Капак убедился сразу же. Земля была здесь ровной и мягкой. Четыре небольших ручья, сбегавших с окружавших долину гор, орошали ее. В центре находился источник соленой воды — там добывали соль. Воздух был здоровым, а климат скорее умеренным, нежели теплым. За стенами дома становилось тепло даже без домашнего очага, хотя с очагом было лучше, как бывает лучше в зимней одежде, но и без нее тоже можно обойтись. Сухость воздуха была поразительной — мясо диких животных через несколько недель в открытом помещении становилось вяленым мясом. В долине не было мух и других надоед-л и пых насекомых.
Свои первые хижины и дома Манко Капак приказал построить на склонах холма Саксайуаман, где позже пики воздвигли главную крепость своего царства.
Прошли века, и Куско стал одним из крупнейших городов древности. Как засвидетельствовали испанцы, «сто тысяч» хижин простых индейцев окружали его величественные сооружения.
Давайте попробуем представить себе Куско в годы ого расцвета. Город был разбит на строгие прямоугольные кварталы. С наружной стороны каждый квартал был обнесен сплошной кладкой в несколько метров высотой, возведенной из каменных блоков разной величины, с красивыми проходами-дверьми. Самые крупные кварталы имели в длину сто и более метров; их ширина несколько уступала длине. Наружная кладка не являлась «забором», а была как бы стеной сплошного дома-прямоугольника, внутри которого, в свою очередь, располагалось много — десятки — зданий. Квартал стоял на каменной платформе — «пата», отсюда п названия некоторых из них: Колькампата, Римакпата, Кильипата. Известны названия пятнадцати кварталов Куско, но, похоже, их было больше. Следовательно, только каменные здания Куско исчислялись сотнями.
Улицы города, они были шире улочек тогдашних городов Европы, вымощены каменными плитами. Па огромных площадях Куско проводились массовые манифестации и ритуальные праздники. На Римакпампе, например, оглашались повеления правителя, отсюда и ее название «Говорящая площадь». Рядом с нею проживали сами инки — это северо-восточная часть города. Там стояли дома Манко Капака (видимо, что-то вроде музея), Виракочи, Тупак Инки Юпанки. Здесь же находились «Большой квартал» и «Красный квартал». Чуть южнее лежала Интиппампа — «Площадь (Квартал) Солнца», на которой стоял Кориканча — храм «из золота, серебра и драгоценных камней», главный храм Солнца всего царства.
В Кориканче хранились несметные богатства. Так утверждали инки. Так говорили испанцы.
Но прежде чем перейти к описанию сокровищ инков, назовем размеры выкупа Атауальпы испанцам и скажем, сколько золота и серебра добывалось в Тауантинсуйю, Королевский казначей оценил выкуп в 4 605 670 золотых дукатов. Как утверждает Сьеса де Леон, в год инки добывали 50 тысяч арробов серебра (575 тонн) и 15 тысяч арробов золота (172,5 тонны). Все золото и серебро шло на украшения.
Кориканчу построили из монолитных камней великолепной отделки. Главный алтарь был сплошь обшит «пластинами и брусками» из золота. На алтаре стояло Солнце — толстая золотая пластина. Лик-пластина «была такой огромной, что занимала от стены до стены весь фасад храма». По обе стороны от нее на золотых тронах, стоявших на золотых брусках-подставках, восседали набальзамированные тела усопших правителей. Все двери храма были обшиты золотом, а с внешней его стороны по верхней кромке стены шел золотой бордюр шириной с вару — более восьмидесяти сантиметров!
К храму примыкала крытая галерея. Ее также венчал золотой бордюр, но он был шире вары. Здесь была молельня супруги Солнца Матери-Луны, обшитая изнутри серебром. Здесь же по обе стороны серебряного диска — олицетворения Матери-Луны восседали на серебряных ложах мумии усопших жен правителей. Там же нашли пристанище другие божества: звезда Венера, Радуга и Ильяпа — гром, молния и ее удар.
В храме была молельня Вильяомы — верховного жреца. Ее стены, потолок и даже пол были обшиты золотом, а по карнизу проходила широкая «оправа» — лента, усыпанная бирюзой и изумрудами. Несколько беднее — не сплошь — были украшены золотом еще три «специализированные» молельни.
В Кориканче наверняка находился золотой сад, но испанцы только в Тумбесе видели такое, ибо слава об их интересе к золоту пришла в Куско быстрее, нежели сами конкистадоры.
Чудом Куско был водопровод: две каменные -трубы Кольке Мачаквай — «серебряные змеи». Вода в них отличалась свежестью и белизной, а трубы извивались как змеи. Берега ручьев, протекавших по городу, были обшиты камнем. В тех местах, где они пересекали площади, их перекрыли каменными плитами, чтобы не мешали парадам и манифестациям инков...
Все эти чудеса из камня, украшенные золотом и серебром, имели крыши из... соломы. Удивительно, но, владея всеми тайнами керамики, инки не сумели додуматься до элементарной черепицы!
Зеркальная поверхность монолитных каменных глыб и кладке зданий, золотые бордюры в метр толщиной и ч лома! Невероятное сочетание.
Но солома, как и золото, была реальностью Тауан» ишсуйю. И нам не раз придется столкнуться с еще болю необычными явлениями и фактами, без которых нельзя ни представить, ни понять сынов Солнца и созданное ими государство.
Подведем итоги нашего рассказа, или первой главы.
Пришедшие в долину Куско инки были одним из племен индейцев кечуа, с давних времен обитавших в районе Анд, предположительно рядом с озером Титикака. Скорее всего сразу несколько племен предприняли это переселение, вызванное, по-видимому, перенаселенностью литоле обжитых ими земель. Не исключено, что на сам факт переселения как-то повлияла гибель высокоразвитой цивилизации Тиауанаку, центром которой было побережье озера Титикака.
Обосновавшись на новом месте, инки окончательно перешли к оседлому земледелию. Это привело к дальнейшему развитию новых общественных отношений, активному разрушению родо-племенных связей, делению на бедных и богатых.
Постоянная борьба за землю и за воду способствовала выделению в особую социальную группу профессионального воинства, из которого со временем сформировался клан военачальников и правителей, подобный царствующей династии.
Появление в долине Куско, населенной другими кечуанскими племенами, новых соседей — инков не могло пройти бесследно для ее старых обитателей. Инки, отличавшиеся если не воинственным характером, то достаточно высокой организованностью, без которой немыслимо было осуществить переселение, конфликтовали не только с другими кечуа — оказавшись на окраине расселения кечуанских племен, они стали играть также роль форпоста борьбы против индейцев чанков, постоянно тревоживших земли кечуа.
Этот период истории царства Тауантинсуйю дошел до пас в виде легенды о начале начал правления на земле сынов Солнца, первый из которых, Манко Капак, и его сестра и жена Мама Окльо были согласно легенде детьми Солнца и Луны. Именно они основали город Куско, которому предстояло стать столицей будущего царства сынов Солнца Тауантинсуйю.