Человек одомашнил лошадь 5,5 тыс. лет назад
Первые одомашненные лошади появились к востоку от Урала 5,5 тыс. лет назад. Люди энеолита научились их доить и объезжать. Британским ученым удалось даже найти следы молочных жиров на посуде в Северном Казахстане.
Британские исследователи выяснили, что лошади были одомашнены на тысячу лет раньше, чем считалось ранее. Сотрудникам университета Эксетера удалось отследить признаки доместикации в энеолитической ботайской культуре, представители которой обитали на территории современного Северного Казахстана.
Раньше самые древние археологические свидетельства одомашнивания лошадей были обнаружены в Европе — им около 3 тыс. лет. Хотя историки и тогда были уверены, что истоки доместикации гораздо глубже. Считалось, что человек одомашнил лошадь около 4 тыс. лет назад в степях Евразии, однако где — науке так и не было точно известно.
Археолог Алан Аутрем из Эксетера нашел следы доместикации, которым 5,5 тыс. лет. Цифра установлена на основании датировки костей лошадей, элементов упряжи и молочных липидов.
Аутрем проанализировал найденные в казахских поселениях древние кости копытных и увидел сходство между строением скелета ботайских лошадей с животными, одомашненными в бронзовый век в Европе. В то же время ботайские лошади сильно отличались от своих диких собратьев того же региона. Аутрем считает, что люди энеолита отобрали лучших копытных из-за их физических свойств, а затем усилили ценные для себя свойства с помощью селекции. Историки Эксетера использовали инновационную технологию по распознаванию следов, оставленных зубами лошади на удилах. Как сообщается в пресс-релизе университета, Аутрем обнаружил повреждения зубов, которые копытные получили именно в результате ношения костяных и волосяных удил. В ботайских поселениях также удалось раскопать фрагменты упряжи, застежки пут.
Молоко и прогресс
На керамике ботайской культуры Аутрем обнаружил следы молочных и мясных жирных кислот, которые генетически указывают именно на кобыл. Ученые полагают, что в четвертом тысячелетии до нашей эры древний человек уже мог лакомиться примитивным кумысом наподобие того, что и сегодня пьют в Казахстане.
«Известно, что одомашнивание лошадей имело огромное социальное и экономическое значение, привело к развитию транспорта, коммуникаций, увеличило количество производимых продуктов питания и оружия. Наше исследование доказывает, что лошадь была одомашнена на тысячу лет раньше, чем считалось ранее. Это важно, ведь это изменяет наше представление о развитии древних обществ», — подвел итог Аутрем.
Результаты исследования опубликованы в журнале Science.
Версия американских ученых
Британским историкам помогли коллеги из США. Сандра Олсен из Музея естествознания Карнеги в Питтсбурге участвовала в раскопках в Казахстане с 1994 по 2002 год и исследовала поселения ботайской культуры Красный Яр и Васильковка.
Еще в 2006 году по результатам раскопок Красного Яра Олсен докладывала о следах доместикации лошадей, которым 5,6 тыс. лет. Но тогда исследовательница не обнаружила отличий в строении скелета одомашненных особей и диких, смогла датировать детали упряжи. Команда Олсен обнаружила строения, по форме и характерным ямкам напоминавшие лошадиные загоны.
Сама археолог не была склонна видеть в ботайских находках сенсацию. По ее мнению, лошади были впервые одомашнены на Украине и в западных регионах России, а затем уже их хозяева мигрировали в степи Казахстана.
Другую точку зрения отстаивают казахские ученые. Они солидарны с Аутремом и видят в своих степях колыбель коневодства.
Петроглифы с лошадьми
В декабре они обнаружили в горах Каратау наскальные изображения андроновской культуры. Доктор исторических наук Алексей Марьяшев из Института археологии Алма-Аты рассказал корреспонденту Infox.ru, что в урочище Арпаузень археологи нашли сцены охоты на лошадиных упряжках и колесницах эпохи бронзы. Носители андроновской культуры населяли степи Казахстана около 4,4−3 тыс. лет назад. «Получается, что изображена охота на тех животных, которые важны для человека, которые стали священными. Мы находим сцены, где в такой охоте на разных животных звездочками обозначены рога священных животных. Или же изображение быка, а на концах его рогов — кольца, то есть священные символы. Или же находим изображение быка, а на нем стоит солнцеголовое божество с лучами вокруг головы», — рассказал Марьяшев.
Носители андроновской культуры украсили скалы Каратау сценами боя, фигурами воинов при полном вооружении и двухметровых верблюдов, сценами поклонения.
Марьяшев напомнил, что Казахстан отличается не только количеством памятников, но и их качеством. «Там очень богатый материал для осмысления и выделения отдельных стилей, пластов, этапов зарождения этого искусства, его расцвета и постепенного угасания. Кроме того, в Казахстане имеется множество рисунков, которые подновлены. Начинаешь смотреть сцену с пиками. Воины, всадники как будто бы тюркские. Присматриваешься, а всадники-то подрисованы. А лошади старые — эпохи бронзы. И так выясняется преемственность этого искусства, его эволюция и его постепенное угасание», — добавил Марьяшев.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ