Рождество на Руси было «праздником предков»
В русской народной культуре на Рождество отмечалось не только рождение Христа, но и поминались предки. Они должны были защищать и оберегать живущих на протяжении всего последующего года.
В России в отличие от многих других стран Европы и Америки Рождество празднуется 7 января, а не 25 декабря. Хотя на самом деле и православные, и католики отмечают один и тот же день. В России с 1918 года начали использовать григорианский календарь, однако православная церковь продолжила исчислять праздники по юлианскому календарю — «по старому стилю». Поэтому мы празднуем Рождество на 13 дней позже католических стран.
Самому празднику у христиан предшествует долгий, но не строгий Рождественский пост. Он начинается 28 ноября и продолжается вплоть до появления первой звезды в рождественскую ночь.
Сочельник
С древних времен существует традиция отмечать не только сам праздник, но и его канун. Поэтому 6 января на Руси тоже считался особым днем, который называли Рождественским сочельником, иногда просто Сочельником, реже Первой колядой или Первой кутьей.
праздники
Зимние Святки (Белые Святки)
период от Рождественского сочельника и до Крещения включительно, то есть с 6 по 19 января.
В Сочельник в разных регионах России подавали различные кушанья. Почти везде ели кутью, где-то готовили и подавали капусту, квас, кашу, сушеные ягоды, специально пекли хлеб. Столы обычно покрывали соломой или сеном, сверху стелили скатерть, а на нее ставили кутью и взвар (компот). Все это имело особое значение. Солома или сено ассоциировались с яслями, в которых лежал Христос. Кутья — это поминальная пища, а взвар — ритуальное питье, связанное с рождением ребенка. Так люди одновременно прощались со старым годом, приветствовали рождение Спасителя, который должен был в будущем погибнуть на кресте, вспоминали своих предков и надеялись на продолжение своего рода.
Существовало и множество магических обрядов, сохранившихся с языческих времен. Например, крестьяне заставляли маленьких детей залезать под стол и «цыкать» — тогда весь год будут хорошо нестись куры. А в Заонежье пекли блины, и первый блин обязательно давали корове или девочке — считалось, что тогда коровы будут хорошо телиться. На улицах жгли костры, которые ассоциировались с возрождением солнца — короткие дни становились с 22 декабря все длиннее. Кроме того, возможно, русские люди пытались таким образом «согреть» младенца Христа, который родился зимой, когда в России на улицах лежит снег, а носы щиплет мороз.
«Коляда пришла, Рождество принесла!»
В Сочельник (Навечерие Рождества Христова), да и на протяжении всех Святок холостая молодежь и дети обходили все крестьянские дома с колядками. Они стучались в дом, называли себя «непростыми гостями» и сообщали хозяевам радостную новость — Христос родился. Потом они пели особые песни — колядки (или овсени, виноградьи), желая хозяевам всяческого благополучия. Один из колядующих давал хозяевам дома мешок, куда те складывали специальные дары, в основном еду или деньги. Если хозяева отказывались это делать (что случалось крайне редко — к колядующим относились весьма благожелательно), то молодежь могла их осудить и даже пригрозить, например:
в литературе
Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
«Шумнее и шумнее раздавались по улицам песни и крики. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень.
Наш овсень,
Подавай совсем!
Подавай, не ломай,
А если сломишь —
Со двора не сгонишь,
А не подашь —
На Новый Год
Еловый тебе гроб,
Осиновую крышку,
А на помин
Шелудивую кобылу.
Хорошо известно, что Рождество в России, как и любой другой религиозный праздник, представляет собой смесь православных и языческих традиций. Колядование — это древний обряд, практиковавшийся среди славянских народов на протяжении тысячелетий. Он воспринимался как приход предков (выходцев из «иного мира») к своим потомкам, а дары колядующим — как жертвоприношения. Считалось, что если «предки» согласятся защищать и оберегать своих «потомков», то следующий год окажется благополучным.
Ряженые
Колядующие чаще всего были ряжеными. Лица их закрывались святочными личинами, харями, рожами, то есть примитивными масками из коры, кусков дерева, тряпок, или до неузнаваемости изменялись маской-гримом: лицо белили мелом, мазали сажей, красили свеклой. Так как считалось, что они приходили из «другого мира», то и в их одежде все было наоборот: полушубок выворачивался овчиной наружу, менялось правое-левое, верх-низ, мужчины надевали женскую одежду, а женщины — мужскую.
Среди ряженых встречались животные маски (коза, медведь, журавель); умруны (то есть покойники); разнообразная нечисть; представители некоторых профессий, связанных с «другим миром» (солдат, доктор, охотник); а также другие народы — например, цыгане, которые воспринимались как «другие», так как имели иную внешность, носили иную одежду, следовали иным традициям. Ряженых называли нарядчиками, наряжонками, окрутами, пугалашками, страшками, кудесами. А в диалектах использовали еще и другие наименования: шуликоны, харюши, фофанцы, хухольники. Существовало для них и такое имя как «халява» (мертвец). Так что современное широко распространенное выражение «получить на халяву» (то есть даром, ни за что) имело в традиционной культуре совсем иной смысл: ряженые, приходя в дом и желая благополучия хозяевам, совершали чрезвычайно важный магический акт, от которого зависела жизнь семьи на целый год вперед. За это они и получали дары.
Дары «предкам» и гадания
После восхода первой звезды наступало Рождество, и люди могли разговляться после поста. И, как ни удивительно, опять поминать своих предков.
«Как-то я побывала в Сочельник на Западной Украине. На столе лежало только то, что производит земля вокруг дома. Ничего мясного, только каша, голубцы с гречкой… Посидели, дождались первой звезды, попели песни, уже вроде бы Рождество началось. И вот тут произошло самое интересное. Хозяйка убрала со стола, все разошлись, и она поставила на стол трехлитровую банку компота и кутью, а стол придвинула к стене. Я спросила: «Это для чего?» Она ответила: «Да родня придет». То есть они ждут умерших предков, которые придут в эту ночь, это им выставляется угощение. Я не выдержала и стала к ней приставать: «А как они приходят, как?» Она жутко не хотела мне отвечать, но потом рассказала: «Да такие куколки прозрачные, вот они по стене так сверху сползут и…» Можете себе представить, что это такое? Души. Да, души — прозрачные маленькие куколки», — рассказала Ирина Уварова, кандидат искусствоведения и старший научный сотрудник Государственного института искусствознания.
Церковь пыталась на протяжении долгого времени запретить и ряженье, и колядование, и гаданья, однако успеха в этом не добилась. Из грамоты царя Алексея Михайловича дмитровскому воеводе Ивану Акинфиевичу Шишкову (20 декабря 1648 года):
В рождественскую ночь начинали гадать и гадали потом на протяжении всех Святок. Например, члены семьи клали в тарелку с кутьей ложку, на нее — пирог и накрывали это сооружение скатертью. С утра проверяли: если ложка перевернулась, то этот человек может в новом году умереть. Гадание — это тоже обращение к «другому миру», из которого живые могли получить весть о своем будущем. Именно поэтому гадание считалось опасным делом — в освященном пространстве — избе — гаданием не занимались. Часто гадали в бане, амбаре, на дворе и на улице.
На следующий день, в Рождество, полагалось посещать друзей и родственников. Ни в коем случае нельзя было прясть, шить, ткать. В некоторых областях России на Рождество возбранялось пить воду.
Литература
• Ивлева Л. М. Ряженье в традиционной русской культуре. Л., 1994.
• Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. СПб., 2007.
• Скоморохи в памятниках письменности. СПб., 2007.
• Шангина И. И. Русские праздники. От святок до святок. СПб., 2004.
Сегодня в некоторых местах пытаются возродить традицию ряженья и колядования. А на Новый год участники детских утренников и елок привычно надевают карнавальные и маскарадные костюмы и маски. Однако почти никто и в том, и в другом случае не помнит и не знает, почему возникла эта традиция, что означают их маски, а также кого и с какой целью они изображают.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ