Строитель Китайской стены не любил буддистов
Первый император централизованного китайского государства может войти в историю не только как строитель Великой Китайской стены и глава знаменитой терракотовой армии, но и как гонитель буддизма. Императора выдали письменные, лингвистические и материальные источники того периода.
«Исторические записи, относящиеся к временам правления Цинь Шихуанди (с 246 года до н. э. – правитель Цинь, с 221 по 210 гг. до н. э. – император объединенного Китая), свидетельствуют, что император запрещал исповедовать буддизм и строить буддийские храмы», — заявил Хань Вэй, исследователь из Института археологии провинции Шэньси.
Объединитель Китая
Будущий великий император родился в конце эпохи Сражающихся царств, которая началась в V веке до н. э. Он стал правителем государства Цинь и смог завоевать и объединить к 221 году до н. э. все враждующие китайские царства. Согласно историческим записям, после этого Цинь Шихуанди начал серьезные реформы в объединенном Китае: он проводил военные преобразования, оттеснил на север вторгшихся в Поднебесную гуннов, перенес столицу в город Сиань, откуда ему было легче управлять всей страной, и преследовал буддистов.
В письменных источниках, составленных позднее правления Цинь Шихуанди (в 104−91 гг. до н. э.), не упоминается, что в III веке до н. э. действительно разрушали храмы и изгоняли монахов за пределы Поднебесой. Однако, по мнению Ханя, религиозная политика, проводимая императором, была вполне успешной.
«Ни в одном письменном источнике буддизм не упоминается вплоть до II в. до н. э.», — отметил ученый.
Запрет буддизма
Запрет императора, направленный против буддизма, свидетельствует, что в III в. до н. э. эта религия была уже весьма распространена во внутренних регионах Китая. Но до настоящего момента историки считали, что буддизм появился в Китае только во II веке до н. э., когда на смену династии Цинь пришла династия Хань. В 148 году до н. э. в город Лоян приехал монах по имени Ань Шигао, который и способствовал распространению буддизма на территории Китая. Он перевел около 30 буддийских сочинений на китайских язык. А первым буддийским храмом считается Баймасы (храм Белой Лошади), основанный только в 68 году до н. э. в Лояне благодаря покровительству Мин-ди (58−75 гг. до н. э.), второго императора из династии Хань.
Гипотеза историка отличается от общепринятого мнения. Он считает, что буддизм распространился по всему Китаю с территории современного Синьцзян-Уйгурского автономного района и из центральных азиатских стран благодаря Великому шелковому пути двумя веками ранее, около IV-III вв. до н. э. Но изначально эта религия не получила признания правящих династий и даже преследовалась.
Археолог Ван Цзяньсинь, который занимается изучением Великого шелкового пути, считает теорию Хань «логичной». «Такое предположение выдвигал еще в 1900−х годах другой исследователь, однако он не смог представить достаточное количестве свидетельств, подтверждающих эту гипотезу», — отметил Ван.
Ранее Хань занимался поисками местонахождения и идентификации костей, которые, возможно, принадлежали Гаутаме Будде — легендарному индийскому духовному учителю, одному из основателей буддизма.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ