Сикорский. Небо на всех одно
В декабре 1988 года группа американских ученых, участников Международного симпозиума, проходившего в Москве, посетила Центральный Дом авиации и космонавтики им. М. В. Фрунзе. Гостями Дома были вице-президент фирмы «Сикорский» Сергей Игоревич Сикорский, сын известного в свое время русского авиаконструктора, заведующий авиационным отделом Авиакосмического музея Смитсоновского института в Вашингтоне Ван Хардести и консультант этого музея Карл Бобров. Их интересовали материалы об авиационной технике, созданной в России под руководством Игоря Ивановича Сикорского.
Гости с интересом рассматривали фотографии, на которых отражены события из жизни русских авиаторов почти 80-летней давности. На некоторых из них — ранние работы И. И. Сикорского, который прославился в те годы как создатель первых в мире тяжелых многомоторных самолетов «Гранд-Балтийский», «Русский витязь» и «Илья Муромец». На других запечатлен сам авиаконструктор в окружении сподвижников. Со снимков смотрят первые русские покорители неба — те, чьи имена нам знакомы и вошли в историю авиации, и те, кто позабыт потомками.
Просматривая фотографии, Сергей Игоревич Сикорский временами бросал реплику: «Это же настоящие золотые россыпи». Вот, к примеру, серия снимков «Ильи Муромца» — выдающегося по тем временам творения его отца. За границей не хотели верить в реальность этого русского чуда, долгое время считали газетными утками все сообщения о полетах четырехмоторных гигантов с экипажем из восьми человек. А в первую мировую войну, как писали очевидцы, немецкие летчики, встречаясь в воздухе с русской громадиной, в панике удирали от него. Внушительный вид «Ильи Муромца» повергал их в смятение. К тому же он был и хорошо вооружен. На самолетах серии «Е» было до восьми пулеметных точек, обеспечивавших возможность обстрела всей прилегающей сферы. «Илья Муромец» стал в некотором роде первой «летающей крепостью».
Конструктору уникального самолета было в ту пору всего 24 года. Он числился еще студентом, но считался уже известным авиаконструктором и имел диплом летчика-авиатора, полученный им в 1911 году в Киевском обществе воздухоплавания. Практически все новые самолеты И. И. Сикорского уходили в первый полет под управлением самого конструктора.
В Киеве, а позднее и в Петербурге И. И. Сикорский создавал также и легкие бипланы и монопланы. Среди них были вполне удачные, такие, как С-5, С-6, С-12, С-16, С-20. Им же построен и первый отечественный гидросамолет С-5а( успешно взлетевший с воды в 1912 году.
Большинство самолетов И. И. Сикорского строились авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) — одним из лучших в мире в то время авиастроительных предприятий как по оснащенности станочным оборудованием и организации производства, так и по квалификации инженерно-технического персонала и рабочих. На заводе трудились известные инженеры и конструкторы — А. С. Кудашев, А. А. Серебренников, В. В. Киреев, И. И. Воловский, М. Ф. Климиксеев, Г. П. Адлер, К. К. Эр-гант, Б. В. Волянский и другие; механик-моторист В. С. Панасюк; летчики Г. И. Лавров, Г. В. Алехнович, Г. В. Янковский, А. Е. Раевский.
Здесь в должности заведующего производством состоял и инженер Н. Н. Поликарпов, впоследствии известный советский авиаконструктор — «король истребителей». Набирался практического опыта на РБВЗ А. А. Микулин — будущий знаменитый советский конструктор авиационных двигателей. Для молодого, увлеченного делом авиаконструктора И. И. Сикорского РБВЗ стал прекрасной «стартовой площадкой».
И. И. Сикорский родился 7 июня 1889 года в семье профессора-психиатра Киевского университета Сикорского Ивана Алексеевича. Учился Игорь сначала в Киеве в гимназии, а затем в 1903—1906 годах — в Петербургском Морском кадетском корпусе.
В 1907 году он поступил в Киевский политехнический институт, где активно включился в работу воздухоплавательного кружка. Интерес к авиационному делу появился у И. И. Сикорского, видимо, на волне начавшегося в России в 1907—1908 годах аэро-планного бума под влиянием широкой рекламы о проводившихся в то время в Европе демонстрационных полетах «диковинных машин».
Группа киевских конструкторов и ученых оставила заметный след в становлении отечественной авиации. С 1909 по 1912 год членами воздухоплавательного общества было создано около 40 различных опытных самолетов, подготовлено 15 пилотов-авиаторов и бригада опытных механиков-мотористов.
Студент Игорь Сикорский с увлечением работал в обществе воздухоплавания. В 1909—1912 годах он спроектировал и построил два экспериментальных вертолета, но, не добившись обнадеживающих результатов при их испытаниях, переключился на строительство аэропланов. Уже летом 1910 года И. И. Сикорский совершил удачный полет на биплане БИС-2, построенном в содружестве с товарищами по учебе — студентами Ф. И. Былинкиным и В. В. Иорданом. В августе 1911 года он уже построил самолет-биплан С-5, на котором сдал экзамен на звание пилота-авиатора и установил четыре всероссийских рекорда: высоты — 500 метров, дальности — 85 километров, продолжительности — 52 минуты и скорости полета— 125 километров в час.
Затем, усовершенствовав выбранную схему, И. И. Сикорский создал самолеты С-6 и С-6А. Последний был удостоен Большой золотой медали на 2-й Международной воздухоплавательной выставке, проходившей в Москве с 25 марта по 8 апреля 1912 года. Его создатель был приглашен на РБВЗ главным конструктором авиационного отделения.
Совет акционерного общества этого завода, возглавлявшийся опытным предпринимателем М. В. Шидловским — впоследствие генерал-майором русской армии, начальником эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец»,— приобрел у студента И. И. Сикорского право постройки и продажи биплана С-6А. Шидловский стремился строить «патентно чистые» летательные аппараты оригинальной отечественной конструкции, превосходившие по своим данным зарубежные. Удачная бипланная схема самолета С-6А вполне отвечала этим требованиям и послужила в дальнейшем основой для разработки знаменитых тяжелых многомоторных воздушных кораблей. На заводе ежемесячно выпускалось по 3—4 самолета «Илья Муромец» и по нескольку легких самолетов типа С-16.
Самолеты «Илья Муромец» и С-16 успешно применялись на фрсиггах первой мировой и гражданской войны. Они находились в строю до 1923 года. При этом «Илья Муромец» «успел освоить» и мирную профессию транспортно-пассажирского самолета на одной из первых воздушных линий в нашей стране Москва — Харьков. Машины И. И. Сикорского продолжали работать на революцию, не сверяясь с волей их создателя, который не принял происшедших в России перемен.
Нелегким было для авиаконструктора начало эмиграции. Правда, в 1919 году он основал в Соединенных Штатах Америки свое самолетостроительное дело. Однако первый самолет ему удалось создать лишь в 1924 году. Это была двухмоторная пассажирская машина С-29, не имевшая заметного успеха. Прошло еще четыре года, и пассажирский самолет-амфибия С-38, вмещавший 10 пассажиров при двух членах экипажа, вышел на воздушные линии Карибского моря, Центральной и Южной Америки. При снятии колес он превращался в гидросамолет.
Самолеты-амфибии и гидросамолеты в то время, в условиях бездорожья и отсутствия развитой аэродромной сети, оказались наиболее удобным видом транспорта, способным обеспечить надежную и быструю связь с затерянными в джунглях, горах и морских просторах поселениями обеих Америк. И. И. Сикорский сумел предугадать потребности развивающегося воздушного транспорта и не опоздал с созданием нужной техники.
Накопленный опыт позволил ему занять одно из ведущих мест на американском континенте в создании гидроавиации. Вслед за самолетом С-38 на воздушные трассы вышли более совершенные, надежные, экономичные и комфортабельные пассажирские самолеты-амфибии и гидросамолеты. Они строились в двух вариантах — для ближних сообщений (С-41 и С-43, 15 пассажиров при двух членах экипажа) и для дальних перевозок (С-40 и С-42, 40 пассажиров при четырех членах экипажа). Самолеты И. И. Сикорского успешно эксплуатировались известной американской авиакомпанией «Пан Америкэн».
Избранное авиаконструктором направление казалось вполне перспективным, и тем не менее в 1939 году он переключился на разработку и строительство вертолетов. Это был необычно крутой поворот. Обусловлен он был то ли «подсказкой» технической интуиции, то ли обстоятельствами конкурентной борьбы, то ли предчувствием надвигавшейся военной грозы.
Так или иначе, но выбор этот оказался вполне удачным. В результате в США появилась всемирно известная вертолетострои-тельная фирма «Сикорский», выпускающая популярные на внутреннем и мировом рынке вертолеты гражданского и военного назначения — пассажирские, транспортные противолодочные, поисково-спасательные, многоцелевые и других типов. Они строятся в большом количестве в США, а также по лицензиям в Великобритании, Италии, Канаде, Японии.
Первый полет на опытном вертолете Сикорский выполнил в мае 1940 года. Усовершенствовав машину, конструктор уже через год установил рекорд продолжительности полета, составивший примерно 1 час 30 минут. В 1943 году первый двухместный вертолет Р-4 был запущен в серийное производство. Максимальная скорость полета составляла 120 километров в час, дальность —104 километра, взлетный вес — 1175 килограммов. Он применялся в вооруженных силах США, Великобритании и Новой Зеландии. Фирма «Сикорский» раньше многих других разработчиков сумела применить на своих машинах газотурбинные двигатели. Первый такой вертолет И. И. Сикорского поднялся в воздух в мае 1958 года, им стала амфибия С-62.
Развернувшуюся вслед за этим стремительную гонку совершенствования вертолетов на основе применения новых двигателей, материалов и передовой технологии фирма выдержала. Одной из наиболее совершенных разработок фирмы «Сикорский» в последние годы стал средний многоцелевой тактический вертолет армии США Н-60А «Блэк Хоук». Его нормальный взлетный вес составляет примерно 7,4 тонны, платная нагрузка—1,2 тонны. Он может развивать скорость до 270 километров в час и преодолевать расстояние до 600 километров. На его основе созданы или разрабатываются несколько типов вертолетов различного военного назначения.
Игорь Иванович Сикорский, ставший еще в начале века знаменитым русским авиаконструктором и успешно строивший затем самолеты и вертолеты в США, скончался 26 октября 1972 года в возрасте 83 лет в США в городе Истон штата Коннектикут. Лично им или под его руководством было разработано 78 различных летательных аппаратов. 72 из них выпускались серийно, 2 были доведены до стадии опытных образцов и лишь 4 остались на бумаге. Об этих рекордных цифрах сообщил Сергей Игоревич Сикорский в интервью газете «Воздушный транспорт» в декабре 1988 года перед отлетом из Москвы.
Заметим, что почти треть своих летательных аппаратов И. И. Сикорский создал в России. Поэтому и поиск материалов для открывающейся в США в октябре 1989 года выставки «Жизнь и деятельность Игоря Ивановича Сикорского», посвященной 100-летию со дня его рождения, привел Сергея Игоревича в Москву.
Прощаясь, С. И. Сикорский подарил Центральному Дому авиации и космонавтики книгу о авиаторах — американцах братьях Райт, которым впервые удалось совершить длительный управляемый полет. А из Москвы он увез фотографии первых самолетов, созданных его отцом. Эти снимки напомнят посетителям юбилейной выставки за океаном, какой огромный путь прошла авиация, сколько смелых технических идей родилось в России и как много может сделать один талантливый инженер за короткую человеческую жизнь.
И.И. Сикорский на первом опытном вертолете. 1940 г.
Рисунок - автограф С.И. Сикорского на книге о братьях Райт.
Сергей Игоревич Сикорский (справа) Ван Хардести и Карл Бобров в фототеке. 16 декабря 1988 г.
Первый выпускавшийся серийно вертолет И.И.Сикорского P-4, 1943 г.
Средний многоцелевой тактический вертолет Н-60А "Блек Хоук"
Самолет И.И. Сикорского С-16. 1915 г.
Пассажирский самолет - амфибия С-38. 1928 г.
Пассажирский гидросамолет С-42А. 1934 г.
Пассажирский самолет-амфибия С-43. 1935 г.
Студент Киевского политихнического института Игорь Сикорский на своем первом самолете. 1910г.
Автор Перминов В.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ