Культура Майя
Несомненно, великая цивилизация должна была иметь и незаурядную культуру. Культура майя была довольно таки своеобразна и может быть именно поэтому очень интересна для нас сейчас.
В первую очередь обратим внимание на самих индейцев, на их вкусы, представления о красоте, их бытовую жизнь.
Сейчас с помощью антропологических исследований и памятников майя, мы можем представить себе индейца майя. Средний рост индейцев был примерно 150 сантиметров. Бород майя не носили. Обычно и мужчины, и женщины носили длинные волосы, уложенные в прически, а передняя часть головы оставалась безволосой. Бритье волос было наказанием – оно было отличительным признаком раба. Рабами становились убийцы, воры, разведенные жены. Дети, рожденные рабом, тоже считались рабами.
Индейцы прокалывали ноздри через хрящ, чтобы вставить в отверстие янтарь. Из раковин морских устриц изготавливались браслеты и украшения для одежды. Длинные рубахи знатных женщин декорировались вышивками геометрического узора, поверх надевался красный плащ с голубой оторочкой по краям. Наряды дополнялись украшениями из нефрита, жемчуга, зубов и лап ягуара, крокодиловых зубов, позже из золота и меди. Простые индейцы ходили в набедренных повязках. Праздничным украшением правителей и жрецов служил мозаичный головной убор – майут. Ткался он из хлопка и перьев разных птиц. За убийство птицы с цветными перьями полагалась смерть. Священной птицей считалась кетсаль, перья которой, сине-красного цвета, служили в качестве «денег».
Раскрашивание те6ла и лица у индейцев также было не редкостью. Первоначально, видимо, расписывание красками тела служило отпугивающим средством от насекомых а позднее стало знаком сословного отличия: желтый цвет – пленника, красный – воина, черный – неженатого юноши. синий – жреца. Позднее на основе этой традиции появляется более устойчивый тип окраски – татуировка. Не иметь татуировки считалось постыдным. Татуировка у женщин обычно покрывала тело от пояса и выше (кроме груди) и была изящней, чем у мужчин.
Представления о красоте у индейцев так же были довольно таки своеобразны. И что бы достичь ее майя шли на любые жертвы. Например, искусственная деформация черепа, для этого голову родившегося ребенка помещали между двух дощечек. Женщины и мужчины подпиливали себе зубы в виде треугольников. Иногда зубы украшались инкрустацией из камней, которые крепились к ним веществом, напоминающим современный цемент. Еще одним важным признаком красоты считалось косоглазие, вызывающееся искусственно, для чего ребенку после рождения к волосам прикреплялась ниточка с восковым или смоляным шариком, приклеенным на переносице. Таким образом, ребенок привыкал скашивать глаза.
Архитектура
Надо сказать, что майя никогда не были кочевниками. По имеющимся данным, они жили на очень ограниченной территории, практически не выходя за ее пределы. Большая часть индейцев жила в городах, лишь крестьяне селились в хижинах около города.
Древние сооружения майя воздвигались на искусственных возвышениях (стилобатах), форма и высота которых определялась назначением поддерживаемых зданий. Первый тип сооружений – четырехгранные ступенчатые пирамиды, на усеченной вершине которых находился небольшой храм. От подножия пирамиды к двери святилища шла крутая лестница; иногда лестницы устраивались по всем четырем сторонам.
Памятникам архитектуры майя в различных областях свойственна большая однотипность, что объясняется в первую очередь одинаковыми техническими возможностями. Комплекс строений окружал площадь и составлял сердцевину центральной части города. К нему относятся храмы, дворцы, обсерватории, триумфальные арки, бани, платформы для культовых церемоний и другие постройки специального назначения. Такой центр составлял основу города. Он характерен для Тикаля, Паленке, Ушмаля, Чичен-Ицы.
Памятники архитектуры свидетельствуют о том, что архитекторы обладали значительными инженерными и математическими познаниями. Планы жилых зданий обычно прямоугольные и квадратные или овальные. Каркас делался из легких балок и шестов, связанных побегами ивы, лианами, веревками. Стены жилья делались из прутьев тростника. Крышей служили листья пальм или стебли кукурузы. Такая крыша служила около 5 лет. Особенностью архитектуры майя является привязанность к нефриту (наиболее ценными считались образцы с ярко-зеленой окраской). Кроме того из него изготовляли статуэтки, маски, украшения, монеты, таблички с иероглифическими текстами.
Скульптура
Высокого уровня развития достигла скульптура. Первоначально ее материалом было дерево, позднее в монументальных памятниках замененное известняком и песчаником. Маски, музыкальные инструменты, орудия труда изготовлялись из разных пород дерева, а статуи богов только из кедра. Деревянные скульптуры передавались по наследству и считались самыми главными. В некоторые из них закладывались останки покойных предков. Некоторые деревянные скульптуры обклеивались тонким золотом или инкрустировались самоцветными камнями. Назначение монументальной скульптуры было главным образом культовым: стелы и рельефы, украшавшие стены зданий и притолоки входов. Стелы с надписями устанавливались в честь каждого двадцатилетия, смены правителя и другого сколько-нибудь значимого события.
В X веке наступает расцвет скульптуры майя, выделяются различные скульптурные школы: Пьедрас-Неграс, Паленке, Копана, Киригуа, Яшчилана. Высокого совершенства майя достигли в мелкой пластике – терракотовых статуэтках, изображавших божеств и людей, и изделиях из нефрита. Остров Хайна известен лучшими образцами терракот.
В середине XVI века было уничтожено более 5 тысяч деревянных идолов. Сохранившиеся единичные деревянные изделия свидетельствуют о необычайно высоком художественном и техническом уровне мастеров.
Изобразительное искусство
Живопись у майя в основном представлена росписью на стенах храмов, стел, на предметах быта и культа. Самый лучший образец настенной живописи храм, найденный в джунглях штата Чиапас. Он был назван Бонампак (в переводе с майя – «стены с живописью»). Росписи, покрывающие стены трехкомнатного храма, относятся ко второй половине VIII века н.э. Их основным сюжетом является какая-то крупная битва, в память о которой и был построен храм. Художник, руководивший росписью, свободно распоряжался богатой гаммой красок и их своеобразным сочетанием; большинство фигур написано почти в натуральную величину. Для росписи стен использовались краски, состав которых до сих пор остается неизвестным. Они чрезвычайно устойчивы и не поддаются никаким кислотам.
Науки
В основе арифметики майя лежала двадцатиричная система счисления (умножение на 20). Эпоха отмерялась двадцатилетиями; месяц состоял из 20 дней. Существовала тринадцатидневная неделя и четырехгодичный цикл, а также пятьдесят двухлетний цикл, называемый Календарным кругом. В году было 18 месяцев и 5 дней без названия (у майя каждый день имел свое название). Четвертый год считался несчастливым (как у нас високосный). Год начинался с 26 декабря 9зимнее солнцестояние). Каждый месяц, так же, как и день имел свое название. Летоисчисление велось, по подсчетам ученых, с 5041738 г. до н.э. Начальная дата хронологии – 3113 год н.э.
Древние майя умели рассчитывать наступление солнечных затмений, знали периоды обращения Луны, Венеры, Марса, Сатарна, Меркурия и Юпитера. Астрономические наблюдения производилисьс вершин пирамид храмов невооруженным глазом. Кроме того, имелись специальные архитектурные комплексы, предназначенные для определения переломных точек времен года.
Письменность
В иероглифической письменности майя есть разделение знаков на корневые, грамматические и фонетические.
Считается, что большинство народа майя хотя бы частично владела грамотой, 1/3 полностью умела читать. Умеющих же писать было очень мало – недаром писцы стояли на верхних ступенях общества. При храмах находились специальные школы, где мальчики из знати обучались письму, истории, ритуалам, математике, медицине, предсказаниям.
Исследователь Михаил Д. Сое считает, что майя имели и «бытовую» письменность, которая до нас не дошла. Он уверен в существовании персональной и дипломатической переписки, экономических документов. Другой исследователь Николай Грубе считает, что «шрифт для хозяйственных целей был разработан особо». Но ритуальная функция шрифта нередко была важнее, чем просто средство коммуникации. Что доказывают надписи, сделанные высоко на зданиях или стелах, которые невозможно прочесть.
Для нас утеряны литературные произведения майя, их эпос, запечатлевший исторические и мифологические события, утеряны также экономические документы, акты о земле и т.д. Из сохранившихся рукописей известны три: «Чилам-Балам» («Пророчества Ягуара») и «Пополь Вух» («Книга народов»). Эти книги являются важным источником по истории и культуре древних майя. В них собраны медицинские рецепты, пророчества, разные обряды, хроникальные записи исторических событий. Еще в начале прошлого века переписанные книги «Пророчества Ягуара» были у индейцев в каждом юкатанском селении.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ