Карнак
В трех километрах от Луксорского храма на север раскинулся монументальный ансамбль гигантского храма Амона-Ра, который греки называли Гермонофис.
Современники описывали его как «самое совершенное место, сотворенное человеком» - «Ипет-исут». Размеры его примерно полтора на полтора километра. Комплекс со средневековья называется Карнак, по имени близлежащей деревни. Засыпанный слоем песка и ила толщиной 10 метров комплекс был заново открыт для людей лишь после раскопок конца 20 века. Он состоит из трех отдельных центров, каждый из которых окружен стеной из кирпича. Самый большой на¬ходится посередине, он занимает около 30 гектаров — это был, как утверждает Диодор Сицилийский, самый древний храм Фив, святилище Амона. Он сохранился лучше всех остальных.
Слева от него — святилище Монту, фиванского бога войны — четырехугольник пло¬щадью примерно в два с половиной гектара. С другой стороны — святилище богини Мут, супруги Амона, символически изображаемой в виде грифа. Его площадь составляет примерно 9 гектаров, часть еще не исследована.
Размеры большого храма Амона грандиозны. Это самый большой по площади храм в мире. Самой необычной его частью является, грандиозный гипостильный зал длиной 102 м и шириной 53 м, с 34 колоннами 23-метровой высоты, которые стоят гордо и неколебимо, бросая вызов векам. Капители в виде раскрытых папирусов имеют наверху в окружности около 15 м, где могли бы поместиться 50 человек. Это настоящий "лес из колонн", чьи размеры и игра светотени производят неизгладимое впечатление. Во времена XIX династии 81 322 человека, в том числе жрецы, стражники, рабочие и крестьяне, работали на храм Амона. Кроме того, в его строительство вкладывалась при¬быль от многочисленных провинций, от базаров и строек, а также богатые трофеи, которые получал фараон от победоносных военных кампаний. Несколько фараонов сменили друг друга при возве¬дении гипостильного зала: при Аменофисе III было воздвигнуто 12 колонн центрального нефа, поддер¬живающие архитравы; при Рамсесе I началось ук¬рашение храма, продолженное Сети I и Рамсесом II.
Кроме гипостильного зала были сооружены обелиски Тутмоса I (сегодня сохранился только один), 23 м высотой и весившие 143 тонны. Обелиск, воздвигнутый дочерью Тутмоса — Хатшепсут — был еще выше. Известно, что царица не скупилась на расходы; по хроникам той эпохи, она выложила на строительство очень много "кедет золота, как если бы это были мешки с зерном".
"Зал празднеств" Тутмоса III это еще один прекрасный гипостильный зал с двумя рядами из 10 колонн и одним рядом из 32 прямоугольных столбов. На не¬которых столбах были обнаружены следы христианской живописи VI в. н.э., позволяющие предположить, что этот зал был превращен в свое время в церковь.
Карнакский комплекс включает еще священное озеро длиной и шириной по 120 м. Здесь по описанию Геродота, жрецы совершали ночные обряды. Сегодня озеро отражает стены храма, которые кажутся особенно величественными ночью, когда монументы подсвечиваются.
Около озера выставлен на полутора метровом постаменте каменный жук скарабей. Он символ бога Хепри, формы Атума-Творца. По поверьям, на удачу вокруг жука надо обойти три раза. Все святилища Карнака расписаны множеством иероглифов и сцен с участием богов и фараонов. В своей истории столичный храм был центром самых главных праздников Египта, триумфальной площадью, а также центром высшего образования священников египетской традиции.
В эпоху Среднего царства празднования фестиваля Опет в нем находятся в тесной связи с солнечным характером Амона-Ра. Сопровождавшие их церемонии заключались в следующем. Статуи богов фиванской триады Амона, Мут и Хонсу в переносных алтарных носилках выносились из карнакского храма во время начала разлива Нила. Они доставлялись на берег Нила в торжественной процессии. Алтари помещались в священную барку, перевозились по реке к луксорскому храму. Торжественное шествие направлялось по аллее в луксорский храм. В распевавшихся при этом гимнах прославлялось величие Амона-Ра, как солнечного бога; стереотипным для этих гимнов является утверждение, что «странствуя в своей речной барке, Амон подобен Ра в его вечерней ладье». Если принять во внимание, что процессия двигалась с востока на запад и заканчивалась на том берегу Нила, где расположена была долина царей и цариц, называвшийся «западным горизонтом». Символически процессия являлась мистерией, изображавшей странствие солнечного бога по небу и затем в нижний мир – вокруг земли.
В эпоху Нового царства празднества эти постепенно принимают необычайно пышный характер. В процессии участвует сам фараон, как божественный сын Амона, в сопровождении всего двора и высших представителей духовной власти. В праздниках принимали участие огромные толпы народа.
В колоннаде фараона Харемхеба в луксорском храме сохранилось сильно пострадавшее от времени изображение подобной праздничной процессии; над матросами, занятыми перевозкой процессии через Нил, высечен следующий текст:
«Амон сияет в своей ладье,
подобно Ра на горизонте неба.
Вся земля ликует,
завидя лучи его в барке речной,
подобно Ра в его вечерней ладье.
(Небо) ликует, земля веселится:
Амон направляется в свое святилище,
чтоб занять свой предвечный престол.
Он дарует жизнь и счастье сыну своему Харемхебу.
Как прекрасно появление твое, Амон,
когда ты (странствуешь) в своей ладье Усерхет.
Люди прославляют тебя,
и вся земля ликует.
Сын твой первородный, вышедший из чресл твоих,
он везет тебя в Опет.
Даруй ему вечную жизнь и вечную власть,
одари его жизнью и счастьем.
Пошли ему радостное царствование,
награди его миллионами лет и сотнями тысяч юбилеев:
он сын твой возлюбленный (одаренный жизнью).
он разукрасил твой храм
и умножил дары твои вдвое против прежнего...
Пошли ему власть над южными странами
и победу над северными,
расширь границы (его государства) во всех направлениях.
Да будет жизнь его вечна, как небо,
и да сияет он, как солнце.
Покоренные народы приходят к тебе,
нагруженные всевозможными дарами,
(принося) лучшее из того, что у них есть:
волов, диких коз, антилоп и гусей без числа.
Их приносит тебе в жертву сын твой,
совершающий угодное (тебе) в твой праздник Опет.
Ликуй народ (египетский):
Амон вновь посетил свое святилище».
А вот текст о празднованиях в Фивах в период нового царства из Берлинского папируса 3056.
«Открыты врата большого храма,
Выносят наос из великого храма.
Фивы ликуют,
Илиополь веселится, 5 Карнак торжествует,
Клики радости в небе и на земле.
Люди и боги столпились,
Радуясь тому, что свершилось на земле.
Толпа громогласно ликует, 10 воздавая хвалу славному богу Амону-Ра,
Владыке престолов обеих земель.
Когда он в храме являет свой лик,
Рычание его доходит до края земли (?)
в день торжества в его храме 15 слава его обходит (все) моря
Владыка сияния в Фивах, —
страх перед ним охватил чужеземцев.
Земля и небо полны его благодати;
золото лучей его струится к ноздрям фараона, 20 принося ему радость и счастье.
Благоденствуй, владыка богов,
странствующий20 в Фивах на великом престоле своем.
Слава храму твоему,
дающему радость тебе. 25 Ты могучий владыка силы,
ты держишь в повиновении обе земли;
ты защищаешь свой народ,
а страх посылаешь врагам твоим.
Слава ладье твоей,
Слава красе твоей — статуе твоей... 30 Слава змее на челе твоем,—
обе змеи охраняют твой лик.
Слава змее на наосе твоем
и божественному коршуну на храме сем. 35 Слава перьям на твоей голове...
Слава благовонию в храме твоем,
золотой одежде на образе твоем.
Слава скипетрам в твоих руках.
Боги и люди восклицают тебе: 40 Благоденствуй, владыко наш,
жизнь и счастье да войдут в твои ноздри.
Ты овладел землями, как победитель;
благой лик твой доволен фараоном».
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ