Священные животные
Монотеизм древней египетской религии на взгляд современного человека имеет все черты тотемности. Однако следует хорошо представлять, что бесчисленные изображения богов египетского пантеона — всего лишь проявление различных ипостасей единого Бога, проявления им лика вечной божественной сущности. В этом плане можно понять смысл культа, воздаваемого в разных регионах Египта солнцу, земле, небу, звездам, людям и некоторым животным, обитающим в Египте. Действительно, лишь в более позднюю эпоху египетские боги приняли человеческое обличие. Раньше их символами были те близкие египтянам, живые формы Творца, которые наиболее соответствовали его разным лучам. Согласно эволюционной теории Космического Духа, растительные и животные формы были естественным прогрессом развития Духа в сгустках звездной материи, ставших планетами. Постоянное совершенствование форм по матрицам жизни естественно приближало сами формы к творцу. Так и возник символизм живого, имевший под собой реальные эволюционные связи в Творцом.
Люди, как высшие млекопитающие Земли, не только приобрели бессмертную душу от творца, но и научились видеть его лучи, каналы в разных творениях вокруг них. В этой удивительной естественности единства жизни египтяне намного предвосхитили современную науку.
Растения и животные египтян стали формами связи с лучами Бога: богиня Хатхор жила в дереве сикомора (фиговое дерево); богиню Нейт, которая рожала детей, оставаясь девственной, и которую греки идентифицировали с Афиной, изображали в виде щита с двумя скрещенными стрелами; бог Нефертум, отождествляемый с Прометеем, изобра¬жался в виде цветка лотоса.
Но чаще всего египетский бог являлся верующим в виде животного. Вот несколько примеров: Хор — ястреб, Тот — ибис, Бастет — кошка, Хнум — баран, Собек – крокодил, Сет-осел.
Кроме отправления культа богам-животным, египтяне еще поклонялись животным как таковым, наделенным определенными качествами и отмеченными особыми знаками. Яркий тому пример — пышный культ Аписа — священного быка, почи¬тавшегося в Мемфисе. Чтобы быка признали свя¬щенным, он должен был обладать определенными характеристиками, которые могли знать только жрецы. По смерти Аписа, жрецы после длительного поста начинали поиски нового Аписа, у которого на лбу должен был присутствовать белый треугольник, на шее — пятно, напоминавшее орла, и другое пятно в форме растущей луны — на боку. В Мемфисе Апис жил в загоне перед храмом Птаха — творца Вселенной. Там он принимал подношения от поклоняющихся ему, давал пророчества. До XIX династии каждый бык имел свою особую гробницу. Затем Рамсес II приказал хоронить их в общем некрополе — Серапеуме. Происхождение этого названия следующее: умерший Апис получал имя Осор-Аписа, от которого произошло греческое имя Серапис. Французский археолог Огюст Мариэтт, следуя точным указаниям из текста Страбона, открыл в 1851 году в Саккара легендарный Серапеум: широкую, длинную подземную галерею с погребальными камерами. Там мумии священных быков были помещены в монолитные саркофаги из розового гранита, известняка или базальта, достигавшие 4 метров в высоту и весившие до 70 тонн. В благодарность за помощь, которую оказывали некоторые птицы земледельцам, древние египтяне считали их также священными. Там же, в Саккара, есть некрополь священных птиц — ибисов. Ибисы должны были иметь голые, матово-черные голову и шею, синевато-серые лапы, великолепное белое оперение с отдельными сине-черными перьями на крыльях. Живой ибис был посвящен богу Тоту — греческому Гермесу. После смерти его мумифицировали и укладывали в глиняный сосуд. В Фивах существовал особый культ крокодила, который жил там, прирученный, украшенный золо¬тыми серьгами и кольцами, принимая от всех знаки почитания и благоговения.
Однако, как утверждает Геродот, не во всех городах Египта крокодил был священным животным. Так, например, в городе Элефантине и его окрестностях мясо крокодила употребляли в пищу. В египетской религии важная роль отводилась кошке, которая называлась "мяу", звукоподражательным словом, перешедшим во все языки; от него же происходит глагол "мяукать". Кошка, посвященная богине Бастет, олицетворяла благодатное солнечное тепло. Ее культ особенно процветал в Нижнем Египте. Город Бубаст (сегодняшний Зигазиг), где был воздвигнут храм богини Бастет, был назван в ее честь. Кошка считалась настолько священным животным, что даже ее убийство вело к смертной казне. Огромное количество забальза¬мированных мумий кошек было найдено в Бени-Хасане.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ