Атум
Он возглавляет Великую Девятку. Изображается человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта).
Он один из древнейших богов описанных людьми. Символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию «создавший себя сам» возник из первобытного хаоса Нуна, вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся). Иногда Нун называют отцом Атума. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов Вселенский воздух-пространство — Шу, и вселенскую влагу — Тефнут. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума. «Атум и его рука» — богиня Иусат появляются на гро6ах периода Гераклеополя как супружеская пара богов. От пространства и влаги произошли земля — Геб и небо — Нут. От них пошли первые боги-правители земли Осирис с Исидой и Сет с Нефтидой. Таковы первые девять богов древнеегипетского пантеона.
Согласно мифу о «сотворении» Атум — бог создавший себя из первородной энергии, воплощая в себе все девять планов проявления, символизирует девятое энергетическое тело Вселенной и человека. Девятое энергетическое тело каждого человека напрямую связано с Творцом, создавшим нашу Вселенную. Это понимание египтян подобно уровню непостижимого Парабрахмана в свободном от ограничений форм состоянии (Мокше) в ведизме и Шуньи-Нирваны в буддизме. Человек в принципе может достигать этого состояния первопричины, и быть в Едином. Но тогда он полностью выходит из сансарических проявленных миров существования. Это пока возможно лишь для немногих личностей, которые полностью выполнили все задачи воплощений. Поэтому, хоть египетские жрецы и были знакомы с Атумом, его культ был минимизирован в обычной жизни, и связь с этим высочайшим уровнем возможна была только через опосредованные уровни Вселенной. Они выступали как боги и принципы существования.
Его порождения в мировоззрении египтян имели также важную роль, благодаря их более понятному людям состоянию бытия. И все были, тем не менее, его детьми. В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри в образе скарабея. Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса. Атум появляется из-под земли, если о нем подумать. Ему посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой может быть змея как хтоническое животное – символ Вечности. В «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум говорит Озирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею-вечность. Отождествляется он и с быком прародителем Аписом (Атум-Апис). Он также соединяется с Осирисом как владыка неба Атума «живой Апис-Асирис». В мифе об истреблении людей Атум возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатхор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. В качестве Атум-Ра бог представляет заходящее солнце. Во многих текстах Атум называется вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра-Атума.
Было выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17 главе Книги мертвых: «Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени „владыки эннеады“. Я был вчера. Я знаю завтрашний день».
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ