АТУМ
Он возглавляет Великую Девятку. Изображается человеком с двойной короной на голове (его эпитет — «владыка обеих земель», то есть Верхнего и Нижнего Египта).
Он один из древнейших богов описанных людьми. Символизировал первоначальное и вечное единство всего сущего. Согласно гелиопольскому сказанию «создавший себя сам» возник из первобытного хаоса Нуна, вместе с первозданным холмом (с которым он отождествлялся). Иногда Нун называют отцом Атума. Сам себя оплодотворив (проглотив собственное семя) Атум родил, выплюнув изо рта, богов-близнецов Вселенский воздух-пространство — Шу, и вселенскую влагу — Тефнут. Участвующая в самосовокуплении рука персонифицировалась как женский элемент Атума. «Атум и его рука» — богиня Иусат появляются на гро6ах периода Гераклеополя как супружеская пара богов. От пространства и влаги произошли земля — Геб и небо — Нут. От них пошли первые боги-правители земли Осирис с Исидой и Сет с Нефтидой. Таковы первые девять богов ревнеегипетского пантеона.
Согласно мифу о «сотворении» Атум — бог создавший себя из первородной энергии, воплощая в себе все девять планов проявления, символизирует девятое энергетическое тело Вселенной и человека. Девятое энергетическое тело каждого человека напрямую связано с Творцом, создавшим нашу Вселенную. Это понимание египтян подобно уровню непостижимого Парабрахмана в свободном от ограничений форм состоянии (Мокше) в ведизме и Шуньи-Нирваны в буддизме. Человек в принципе может достигать этого состояния первопричины, и быть в Едином. Но тогда он полностью выходит из сансарических проявленных миров существования. Это пока возможно лишь для немногих личностей, которые полностью выполнили все задачи воплощений. Поэтому, хоть египетские жрецы и были знакомы с Атумом, его культ был минимизирован в обычной жизни, и связь с этим высочайшим уровнем возможна была только через опосредованные уровни Вселенной. Они выступали как боги и принципы существования.
Его порождения в мировоззрении египтян могли иметь большую роль, благодаря их более близкому к людям состоянию. И все были, тем не менее, его детьми. В Мемфисе происхождение Атума вели от Птаха. Атум отождествлялся как с ним, так и с Хепри в образе скарабея. Хепри же в ряде «Текстов пирамид» называется создателем Осириса. Атум появляется из-под земли, если о нем подумать. Ему посвящен большой скарабей из гранита на священном озере в Карнаке. Другой формой может быть змея как хтоническое животное – символ Вечности. В «Книге Мертвых» (гл. 175) Атум говорит Озирису о конце света, что все созданное он снова разрушит, а сам снова превратится в змею-вечность. Отождествляется он и с быком прародителем Аписом (Атум-Апис). Он также соединяется с Осирисом как владыка неба Атума «живой Апис-Асирис». В мифе об истреблении людей Атум возглавляет совет богов, на котором богине-львице Хатхор-Сехмет было поручено наказать людей, замысливших зло против Ра. В другом мифе разгневанный Атум грозит разрушить всё им созданное и превратить мир в водную стихию. В качестве Атум-Ра бог представляет заходящее солнце. Во многих текстах Атум называется вечерним, заходящим солнцем. Впоследствии почитание Атума было оттеснено культом Ра-Атума.
Было выработано возвышенное учение, по которому восемь божеств представляют единое со своим родителем, будучи членами тела верховного бога. Этот бог так говорит о себе в 17 главе Книги мертвых: «Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени „владыки эннеады“. Я был вчера. Я знаю завтрашний день
Гелиопольская космогония
Политическим центром государства Гелиополь (библейск. Он) никогда не был, однако с эпохи Древнего царства и вплоть до конца Позднего периода город не утрачивал значения важнейшего теологического центра и главного культового центра солярных богов. Космогоническая версия Гапиополя, сложившаяся в V династию, была наиболее распространённой, а главные боги гелиопольского пантеона - особенно популярными во всей стране. Египетское название города - Иуну ("Город Столбов") связано с культом обелисков
В самом начале был Хаос. Он назывался Нун. Это была бескрайняя, неподвижная и холодная водная гладь, окутанная темнотой. Шли тысячелетия, но ничто не нарушало покоя: Первозданный Океан оставался незыблемым.
Но вот однажды из этого бескрайнего Океана появился бог Атум. Он был первым богом во вселенной. Вселенную по-прежнему сковывал холод, и все было погружено во тьму. Атум стал искать в Первозданном Океане хотя бы какое-нибудь твердое место, какой-нибудь островок, но вокруг не было ничего, кроме неподвижной воды Хаоса Нуна. И тогда Атум создал Холм Бен-Бен - Изначальный Холм.
Почувствовав под ногами землю, бог стал размышлять, что же ему делать дальше. Прежде всего, надо было создать других богов. Но кого? Может быть, бога воздуха и ветра? Ведь только ветер сможет привести в движение мертвый Океан. Но, если мир придет в движение, то все, что бы Атум после этого, ни создал, будет немедленно разрушено и вновь превратится в Хаос. Творческая деятельность совершенно бессмысленна до тех пор, пока в мире нет стабильности, порядка и законов. Именно поэтому Атум решил, что одновременно с ветром надо создать богиню, которая будет охранять и поддерживать раз и навсегда установленный закон.
Приняв после многолетних раздумий это мудрое решение, Атум приступил к сотворению мира. Он изверг семя себе в рот, оплодотворив сам себя, и вскоре выплюнул изо рта Шу, бога ветра и воздуха и изрыгнул Тефнут, богиню мирового порядка.
Когда Нун увидел Шу и Тефнут, он воскликнул: "Да возрастут они!". И Атум вдохнул в своих детей Ка.
Но свет еще не был создан. Повсюду, как и прежде, были мрак и тьма,- и дети Атума потерялись в Первозданном Океане. Атум послал на поиски Шу и Тефнут свое Око. Пока оно бродило по водной пустыне, бог создал новое Око и назвал его "Великолепным". Старое Око тем временем разыскало Шу и Тефнут и привело их обратно. От радости Атум заплакал. А слезы его слезы упали на Холм Бен-Бен и превратились в людей.
Старое Око очень разгневалось, увидев, что Атум создал новое на его месте. Чтобы успокоить Око, Атум поместил его к себе на лоб и поручил ему великую миссию - быть хранителем самого Атума и установленного им и богиней Тефнут-Маат миропорядка.
С тех пор Солнечное Око в виде змеи-кобры стали носить на коронах все боги, а потом фараоны, унаследовавшие от богов земную власть. Солнечное Око в виде кобры называется Урей. Помещенный на лоб или на корону, Урей испускает ослепительные лучи, которые испепеляют всех встретившихся на пути врагов. Тем самым Урей защищает и оберегает законы мироздания, установленные богиней Маат.
На Холме Бен-Бен люди впоследствии построили главный храм города Гелиополя - святилище Ра-Атума. Символами Холма стали обелиски. Пирамидальные вершины обелисков, покрытые листовой медью или золотом, считались местом пребывания Солнца в полдень.
От брака Шу и Тефпут родилась вторая божественная пара: бог земли Геб и его сестра и жена, богиня неба Нут. Нут родила - Осириса (египт. Усир(е)), Хора, Сета (египт. Сутех), Исиду (египт. Исет) и Нефтиду (египт. Небтот, Небетхет). Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Нефтида, Сет, Исида и Осирис, все они составляют Великую Гелиопольскую Эннеаду, или Великую Девятку богов.
Гости нашего журнала могут оставлять комментарии, но согласитесь, намного приятнее общаться с другими читателями, представившись. Пройти быструю регистрацию или авторизоваться через социальную сеть.
Комментарии:
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ